на главную А..


АВСТРИЙСКИЙ ТЕАТР. В 14-15 вв. на территории будущей Австр. империи были распространены миракль, мистерия, вначале связанные с церковным богослужением, а позднее перенесённые на городские площади. А. т. начинает формироваться в 16 в., со времени образования многонационального австр. государства. Многочисл. бродячие труппы актёров-импровизаторов, исполнявших комич. сценки, акробатич. и танц. номера, странствовали по городам и сёлам Австрии. Гл. действующим лицом в этих представлениях был Гансвурст. В отличие от нем. Гансвурста, выродившегося в грубую театр. маску, австр. актеры выражали в этом образе черты характера простого народа. Бродячие актёры исполняли комич. сценки, написанные гуманистом В. Шмельцлем. В 17 в. на развитие А. т. значительное влияние оказало искусство актёров итал. комедии делъ арте; итал. сценарии, достижения актёрской техники способствовали совершенствованию искусства австр. бродячих актёров. В период феод.-католич. реакции, господствовавшей в Австрии в конце 16-17 вв., возникли театры при иезуитских коллегиях, целью которых являлась проповедь покорности церкви и императору. Театр иезуитов широко использовал технику итал. театра, спектакли его отличались пышностью и великолепием. Широко известна пост. спектакля «Побеждающее благочестие» Аванцинуса (1659) в Вене. Придворный театр, так же как и театр иезуитов, поражал зрителя обилием внешних эффектов и красочностью зрелища. Центром театр. жизни Австрии является Вена.
В нач. 18 в. большое значение для развития А. т. имела деятельность актёра и драматурга И. Страницкого, создавшего в Вене первый стационарный австр. театр (1712, в здании «Кернтнертортеатра»), актёры которого успешно конкурировали с итал. и франц. актёрами, выступавшими в придворном театре. Страницкий использовал опыт нем. народного театра и итал. комедии дель арте, утверждая на австр. сцене принцип импровизации, был автором «главных и государственных действ» - пьес (гл. обр. трагикомедий), насыщенных бытовыми сценками, в которых ведущая роль принадлежала Гансвурсту. Эти пьесы ставились в театре Страницкого, успех которого определялся его близостью к народу, злободневностью спектаклей, смелостью сатирич. выступлений против князей и церкви. Преемниками Страницкого были актёры Г. Прегаузер и И. Кури. В конце 18 в. в предместьях Вены открывается ряд театров: «Леопольдштадттеатр» (1781), «Йозефштадттеатр» (1788), «Виденертеатр» (1787) и др. В этих театрах ставились оперы В. А. Моцарта и И. Гайдна, зингшпили, комедии с участием Гансвурста, рыцарские драмы, детские балеты и т. д. В театрах предместий импровизац. выступления актёров часто отражали оппозиц. настроения австр. населения, что вызвало усиление цензурного гнёта и запрещение (в 1770) импровизации. Излюбленными персонажами спектаклей театров предместий были весёлые, предприимчивые, ловкие венские ремесленники - Бернар-дон (актёр И. Курц), Кашперль (актёр К. Ларош), Штаберль (актёр И. Шустер).
В 1741 в Вене открылся «Королевский театр при дворце», получивший название «Бургтеатра». Создание этого театра связано с реформами, проводившимися Марией Терезией и Иосифом II в целях укрепления дворянско-абсолютистского государства. Искусство «Бургтеатра» формировалось в напряжённой борьбе между аристократич. и демократич. направлениями. Развитию театра препятствовала цензура, ограничивавшая его репертуар, стремившаяся сделать театр средством прославления монархии. Славу «Бургтеатра» и его значение в развитии австр. театр. культуры определили мн. поколения актёров, создавших подлинно реалистич. традиции австр. театр. искусства. Под рук. журналиста и режиссёра И. Шрейфогеля в театре работали крупнейшие австр. актёры: С. Шредер, М. Корн, Г. Ангиюц, К. Фихтнер и др. Для «Бургтеатра» создавал свои произв. драматург Ф. Грильпарцер. В нач. 19 в. большого творч. расцвета достигли театры предместий, деятельность которых в это время была связана с Ф. Раймундом и И. Н. Нестроем. Эти крупнейшие драматурги и актёры Австрии создали своеобразный жанр нац. комедии, продолжили и развили лучшие традиции демократич. театра. После революции 1848, с наступлением бурж. реакции, театры предместий теряют свой демократич. характер, ставят гл. обр. развлекательный репертуар. Еще в 1778 при «Бургтеатре» была открыта актёром И. Мюллером первая театр. школа, которую в 60-80-е гг. 19 в. возглавлял И. Левинский (в 1909 школа была реорганизована в Академию музыки и изобразительного искусства).
Во 2-й пол. 19 в. «Бургтеатр» занимал ведущее место в театр. жизни Австрии. Руководителю театра в 1849-67 Г. Лаубе удалось утвердить на сцене классику и прежде всего произведения Шекспира, добиться снятия цензурного запрета с пьес Шиллера, укрепить труппу театра актёрами А. Зонненталем, И. Левинским, Ш. Вольтер, ставшими крупнейшими деятелями австр. сцены. В 1870-81 «Бургтеатром» руководил реж. Ф. Дингельштедт, осуществивший постановку цикла трагедий Шекспира и поставивший пьесы Л. Анценгрубера, Ибсена и др. В 80-е гг. 19 в. в театрах Австрии ставились пьесы рус. драматургов - Гоголя, Тургенева, Л. Толстого.
В конце 19 в. в Австрии обостряется классовая и национальная борьба. В австр. искусстве усиливаются антидемократич. тенденции. В литературе и драматургии ведущее место занимала группа декадентов - Г. Бар, А. Шницлер, Г. Гофмансталь, пьесы которых получили широкое распространение в театрах Австрии. Отсутствие художественно-значительного совр. репертуара отрицательно сказывалось на деятельности «Бургтеатра», творчество которого становится узкоакадемическим. Наиболее значительным явлением театрального искусства этого периода было творчество актёра И. Кайнца, который сумел приблизить А. т. к прогрессивным обществ. кругам. Большое значение для развития реалистич. театр. искусства Австрии имели гастроли Моск. Художественного театра в 1906.
В 20-е гг. 20 в. театр. жизнь Австрии представляла собой пёструю, идейно противоречивую картину. Реалистич. тенденции сосуществовали с экспрессионистскими и др. модернистскими течениями, в Австрии работали демократич. и бурж.-развлекательные театры, ставилась классика и пошлые бурж. пьесы. Борьбу за прогрессивное искусство вёл «Йозефштадттеатр» (в 1924-38 - рук. М. Рейнхардт), в репертуар которого входили пьесы Шоу, Ибсена, Тургенева, Гоголя. В то же время театр ставил и пьесы Ф. Мольнара и др. бурж. драматургов.
С 1918 происходит подъём творч. деятельности «Бургтеатра», руководимого актёром и режиссёром А. Хейне. Здесь работали актёры Г. Реймерс, М. Девриент, Р. Аслан, Э. Бальзер, М. Эйс и др., отстаивавшие лучшие реалистич. традиции театра от влияния бурж. модернизма и формализма. В период гитлеровской оккупации (1938-45) демократич. деятели австр. культуры подвергались преследованиям. Мн. театры были закрыты, здание «Бургтеатра» разрушено.
После освобождения Австрии Сов. Армией (1945) началась борьба демократич. сил за нац. и культурную независимость страны. В борьбе с низкокачественной драматургией театр. деятели Австрии опираются на нац. и зарубежную классику. Большим событием в театр. жизни были постановки в «Бургтеатре» в 1946 спектаклей «Горе от ума» Грибоедова, «Натан Мудрый» Лессинга, «Калипсо» Чокора, «Егор Булычев и другие» Горького. Новое истолкование получили в «Бургтеатре» лучшие пьесы Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя. В филиале «Бургтеатра» - «Академи-театре» идут переводные пьесы О'Нила, Жироду, Кокто, Ануя.
В 1948 в Вене открылся прогрессивный, демократич. театр «Скала», в котором наряду с нем. и австр. классикой ставились пьесы Брехта, Гоголя, Л. Толстого, Горького, Корнейчука. Спектакли «Враги», «Мещане», «Дети солнца», пост. руководителем театра В. Хейнцем, явились крупным событием в театр. жизни Австрии. Театр пользовался большой популярностью среди рабочих. В 1956 «Скала» из-за конкуренции коммерч. театров и травли со стороны реакц. прессы закрылся. Последний его спектакль «Жизнь Галилея» Брехта прозвучал как протест против милитаризма. «Йозефштадттеатр» (руководимый в первые годы после войны последователем МХАТ Р. Штейнбеком) вначале ставил произв. австр. классики, а также пьесы Л. Толстого, Чехова, Шоу, Ибсена. Постепенно репертуар театра стал носить случайный характер, лучшие актёры ушли в «Бургтеатр». С конца 50-х гг. театр вновь обратился к произв. классич. драматургии - «Коварство и любовь»; «Власть тьмы» Л. Толстого и совр. австр. авторов - «Поднимите камень» Чокора, и др. Успешно работает «Фолькстеатр» (рук. Л. Эпп). За последние годы в театре шли «Ревизор», пьесы Шекспира, Гёте, Нестроя, Раймунда, Анценгрубера. Театр регулярно даёт спектакли в рабочих районах. В Вене работают т. н. келлер-театры («подвальные театры»), носящие полупроф. характер. Среди видных деятелей А. т.: Э. Бальзер, А. Скода, А. Хёрбигер, К. Дорш, П. Вессели, Э. Тимиг-Рейнхардт, Л. Линдтберг, Э. Лотар, А. Ротт. Ежегодно в Зальцбурге проводится международный театр. фестиваль, открывающийся по традиции, начатой в 1920 М. Рейнхардтом, спектаклем «Каждый человек» Гофмансталя. В 1960 здесь выстроено специальное театр. здание (вмещает св. 2000 зрителей).
В Вене существует Институт театроведения (при университете), занимающийся научно-исследовательской работой в области изучения австр. и европ. театра (руководитель - историк театра Г. Киндерман). В венской Академии музыки и изобразительного искусства, в которой в 1931 М. Рейнхардт организовал актёрское и режиссёрское отделения, работает семинар М. Рейнхардта. Семинар является высшим театр. учебным заведением, где ведётся теоретич. и практическая подготовка австр. актёров и режиссёров.
Музыкальный театр. Возникновение муз. театра в Австрии связано с развитием итал. (венецианской) оперы. В сер. 17 в. в Вене итал. музыканты создали труппу, ставшую основой будущего придворного оперного театра. Оперы ставились на итал. языке, постановки отличались роскошью. В Австрии работали композиторы: М. А. Чести, Д. Сенси, А. Драги, А. Бертали, П. Циани и др. В первое десятилетие 18 в. выдвинулся австр. композитор И. И. Фукс - автор 20 опер. Среди его учеников были И. Зеленка, Ф. Конти, автор известной комич. оперы «Давид», и др. В этот период расширяется труппа придворного театра, в 1711 завершается строительство нового здания театра с двумя залами (один для исполнения комич. опер и итал. драм. пьес, другой - для исполнения опер-сериа), и Вена становится одним из крупнейших муз. центров Европы.
К сер. 18 в. складывается нац. оперный стиль, в основе которого был зинггипилъ, родившийся в театрах венских предместий. Прообразом зингшпиля были импровизац. сценки-бурлески, исполнявшиеся в венском «Кернтнертортеатре» актёром И. Курцем. Зарождаются элементы жанра оперетты («Хромой бес» Гайдна, 1752, «Бастиен и Бастиенна» Моцарта, 1768). В 1778 осн. Придворный нац. оперный театр, в котором работали выдающиеся артисты и музыканты. Здесь ставились нар. комич. оперы популярных композиторов: И. Умлауфа, оперой которого «Горнорабочие» был открыт театр, К. Диттерсдорфа - автора комич. оперы «Доктор и аптекарь» (1786), содержащей сатирич. описание провинц. быта, И. Шенка - опера «Деревенский цирюльник» (1796), Й. Вейгля, опера которого «Швейцарское семейство» (1809) пользовалась большой популярностью во мн. странах, в т. ч. в России. Позднее выдвигаются Л. Гасман и А. Эберль, Ф. Кауэр автор оперы «Дунайская девушка» (1795), П. Враницкий-романтич. зингшпиль «Оберон» (1789), В. Мюллер - опера-сказка «Волшебная цитра» (1791), и др. Для венского театра Моцарт написал одну из лучших своих опер - «Похищение из сераля» (1782); в 1791 здесь пост. «Волшебная флейта» Моцарта. С развитием нар. театра большие перемены происходят в Придворной опере, капельмейстером которой в 1754 становится Х. В. Глюк. В сотрудничестве с талантливым либреттистом Р. Калъцабиджи он начинает осуществлять оперную реформу, стремясь освободить оперу от ложной пышности, внешней зрелищности, самодовлеющей вокальной виртуозности. Драматизация оперы, подчинение выразительных средств раскрытию глубоких конфликтов, стремление к строгой простоте получают воплощение в его опере «Орфей и Эвридика» (1762). Огромную роль в развитии А. т. сыграло творчество Гайдна, Моцарта, Бетховена, чьи оперы ставились в венском оперном театре и в частных театрах. Творчество Моцарта оказало большое влияние на мн. австр. композиторов, в т. ч. на В. Ригини, бывшего в 80-х гг. директором итал. оперы в Вене,- автора оперы «Армида», И. Рейнхарда, написавшего оперу «Бреню», и др. Для венского оперного театра написал своё единств, сценич. произв. Бетховен - оперу «Фиделио» (1805).
В конце 18 - нач. 19 вв. появляются первые представители австр. нац. оперной школы: певицы - Р. Минготти, К. Унгер, певцы - И. Фогель, А. Маттервурцер и др. Наряду с Веной в нач. 19 в. значит. муз. центрами становятся Зальцбург, Эйзенштадт, Эстерхаза и др. австр. города, где также ставятся оперные спектакли. Австр. оперная культура испытывала влияние муз. центров, входивших в состав Австрийской империи,- Праги, Будапешта и др. Во 2-й пол. 18 в. широкое распространение получили комедии с муз. номерами. Большое значение в развитии нац. муз. театра имел венский нар. театр, крупнейшими деятелями которого были актёры, драматурги и режиссёры Ф. Раймунд и И. Н. Нестрой, актёры Т. Кронес, И. Шустер, И. Корнтейер, композиторы В. Мюллер и Т. Дрехслер, работавшие в венском «Леопольдштадттеатре». Их деятельность подготовила создание т. н. венского опереточного жанра. Этому способствовало также распространение в нач. 19 в. популярных танц. форм и в первую очередь - вальса.
В 1869 была открыта Венская придворная опера (с 1918 - Венская государственная опера) - ведущий муз. театр Австрии.
К сер. 19 в. значение венского оперного театра как одного из крупнейших центров муз. культуры Европы значительно ослабляется. В его репертуаре всё большее место занимают франц. и итал. оперы. Венская оперетта, получившая в эти годы бурное развитие, на некоторое время оттесняет на второй план оперный театр. Основоположниками австр. оперетты были Ф. Зуппе («Прекрасная Галатея», «Фатиница», «Боккаччо») и И. Штраус (сын) («Цыганский барон», «Летучая мышь», «Весёлая война», «Ночь в Венеции»). Крупным композитором также был К. Миллёкер («Нищий студент», «Гаспарон», «Бедный Ионафан»). Творчество этих композиторов отличается широким использованием нар. мелодий, острой танц. ритмикой, мелодичностью, стремлением к созданию законченных вокальных форм, сближающих оперетту с комич - оперой. Однако произв. их были лишены социальной, политич. направленности, сатиричности, присущей опереттам Оффенбаха. В жанре оперетты выступали также композиторы К. Целлер («Продавец птиц», «Мартин Рудокоп»), Р. Жене, А. Миллер, М. Цирер, Р. Деллингер и др., их оперетты ставились в театрах Вены. В нач. 20 в. оперетта переживает упадок. Образовывается т. н. новая венская школа, виднейшими представителями которой были венгерские композиторы Ф. Легар, И. Кальман, австрийские композиторы Л. Фаллъ, Г. Рейнхардт, Э. Эйслер. Сюжеты оперетт становятся всё более стандартными. С 90-х гг. Венский оперный театр, руководимый первоначально Г. Рихтером, а затем Г. Малером, осуществившим пост. опер Моцарта, Бетховена, Вагнера, Чайковского и др., переживает новый подъём и становится одним из лучших театров в Европе. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. выдвигаются певицы П. Лукка, А. Матерна, А. Иоахим, М. Брандт, А. Бар-Мильденбург, К. Беттельгейм, Ж. Вюрде-Ней, певцы Ф. Краус, Р. Майр и др. Конец 19 в. отмечен распространением тенденций веризма. Среди композиторов этого направления - Ю. Битнер - автор первой муз. драмы «Горное озеро», К. Вейс (опера «Польский врей»), К. Гольдмарк, написавший ряд опер (в т. ч. «Царица Савская»), И. Брюль - автор оперы «Золотой век», и др. Своеобразную окраску получает творчество Г. Вольфаавтора комич. оперы «Коррехидор». Широким распространением пользуются также оперы Р. Вагнера, а позднее - Р. Штрауса.
В нач. 20 в. в муз. театре Австрии распространяются различные модернистские течения. Импрессионистские влияния проявились в творчестве австр. композиторов: Ф. Шрекера, написавшего св. 10 опер, в т. ч. «Дальний звон» (1912), А. Шёнберга - основателя т. н. додекафонной (двенадцатитоновой) музыки, написавшего неск. экспрессионистских опер-монодрам («Ожидание», «Счастливая рука» и др.), отмеченных крайним индивидуализмом и пессимизмом, отходом от классич. оперных форм, и последователей Шёнберга. Большинство австр. композиторов 20-30-х гг. 20 в. Э. Кшенек, И. Маркс, А. Цемлинский, Э. Веллес, Ф. Натизли, Э. Корнгольд и др.) в своих сценич. произв. занимались подражанием или бесплодными фор-малистич. экспериментами. В известной мере преодолел влияние формализма А. Берг в опере «Воццек» (на сюжет Г. Бюхнера). Попытки создания совр. оперы на базе джазовой музыки предпринял Э. Кшенек («Джонни наигрывает») - автор ряда формалистич. произв. Все эти оперы ставятся в Венском оперном театре, ставшем с 1918 государственным. Созданный в 1898 театр «Фольксопер», стремящийся пропагандировать классич. репертуар, постоянно сталкивается с большими материальными трудностями.
Среди авторов оперетт нач. 20 в. выделяется О. Штраус, продолжавший в своих первых произв. традицию танц. вальсовой оперетты. В большинстве оперетт, созданных в эти годы, всё большее место занимают джазовые элементы.
В период между 1-й и 2-й мировыми войнами в Австрии работает ряд крупнейших музыкантов, среди них дирижёры: О. Клемперер, А. Родзинский, Б. Вальтер и др. Широкой известностью пользуются совр. оперные артисты Австрии: певицы - Х. Гюден, Л. Велич, И. Зефрид. С. Юринац, М. Чеботари, В. Липп, Х. Цадек, А. и Х. Конечны, Э. Шварцкопф, М. Роос, Г. Гроб-Прандль; певцы - А. Дермота, И. Меттерних, Д. Фишер-Дискау, К. Фридрих, Х. Альсен, Х. Хоттер, В. Людвиг, О. Червенка, О. Эдельман, Х. Браун, дирижёр Г. Караян и др. В 1938-45, когда Австрия была захвачена гитлеровской Германией, венский оперный театр был сведён на положение провинц. второстепенного коллектива. Большинство крупных музыкантов эмигрировало из страны. В 1945, во время бомбардировки Вены, было разрушено здание Гос. оперы (восстановлено в 1955). После освобождения (1945) страны муз.-театральная жизнь Австрии значительно активизируется. Венская гос. опера уже в 1947 снова заняла ведущее положение в муз. жизни страны. Продолжил свою деятельность театр «Фольксопер». Активизировалась муз. жизнь и в др. городах страны, регулярно проводятся муз. фестивали (в Зальцбурге с 1921). В 1945- 1955 оперные спектакли ставились в помещениях «Театра ан дер Вин» и «Фольксопер», с 1955 - в восстановленном здании Венской гос. оперы. В области оперного творчества композиторами Австрии в 50-е гг. не создано выдающихся произв.; молодые авторы находятся под влиянием модернистских течений в музыке. Среди опереточных композиторов выделяется Н. Досталь.
Балет. Истоки балетного искусства в Австрии зародились в 15-16 вв., когда при дворе эрцгерцога Максимилиана (70-80-е гг. 15 в.) устраивались рыцарские турниры. Одним из ритуалов турнира была т. н. рыцарская игра, в которой танцующие дамы приветствовали победителя, увенчивая его венком, а затем победитель выступал в роли «руководителя» танцев. Позднее - в 16-17 вв., во время дворцовых празднеств устраивались танц. выходы, в которых участвовали аристократы, одетые в костюмы героев греч. мифологии и др. Эти танц. выходы часто превращались в помпезные зрелища со сложными декорациями и пышными костюмами. В 17-18 вв. в драм. и оперных спектаклях ставились интермедии с танцами (опера «Золотое яблоко» Чести, 1667, балетная музыка Шмельцера). В 60-х гг. 17 в. при австр. дворе существовала театр. труппа, возглавлявшаяся «директором театральной музыки», композитором А. Драги. В этой труппе появились первые профессиональные танцовщики (вначале 8, затем 15). На рубеже 17-18 вв. здесь выступали танцовщики: К. Аппельсхофер, С. Делла Мотта, танцовщица М. Сцио, Т. Гумпенхубер, его сыновья Бруно и Филипп, А. и К. Филебуа. Труппу возглавлял (1690-1710) балетм. Ф. Торти, педагогом был А. Филебуа, затем его сменил П. Соди.
В нач. 18 в. широкое распространение получил балет «масок». В балетных интермедиях, оперных спектаклях сочетались элементы итал. комедии дель арте и северного, в частности нидерландского, фарса. Популярны были сюжеты из др.-римской мифологии. В середине 18 в. в Вене работали проф. балетные труппы: немецкая - в «Бургтеатре» и французская - в «Кернтнертортеатре». Австр. придворному балету, испытавшему сильное влияние итал. и франц. балетного театра, противостояли бродячие труппы, представления которых продолжали нац. традиции танца.
Развитие нац. австр. балета связано с творчеством балетм. Ф. Хильфердинга. Работая танцовщиком во франц. труппе Вены, Хильфердинг пост. в 40-50-х гг. 18 в. балет «Британии», балеты на мифологич. сюжеты («Улисс и Цирцея», «Орфей и Эвридика», «Похищение Прозерпины», «Пигмалион» и др.), жанрово-бытовые («Дон Кихот», «Меланхолик и богиня радости», «Времена дня и года» и др.), комич., или гротесковые, балеты («Кума, одолжи мне кочергу», «Игра в фанты» и др.). Он ввёл в бытовой и комич. балет элементы крестьянского и городского танца, органично сочетал танец с пантомимой. С Хильфердингом в области балета работали композиторы И. Штарцер, И. Гольцбауэр, Ф. Гасман и др. Большое влияние на развитие австр. балета оказало также творчество балетм. Г. Анджолини, который работал в Вене в 1759-66. Выступая как балетмейстер и танцовщик, Анджолини развивал жанр героич. пантомимного балета. В содружестве с композитором Глюком он пост. балеты «Дон Жуан» (1761), танцы в опере «Орфей и Эвридика» (1762), «Семирамида» (по Вольтеру, 1765), комич. балеты «Лионская ярмарка» (1759), «Угольщики» (1760), «Сельские увеселения» (1760), «Калмыки и казаки» (1761) и др.
В 1767-74 в Вене работал Ж. Ж. Новер, который также в сотрудничестве с Глюком поставил танцы в опере «Альцеста» (1767). Он руководил придворной балетной труппой, в которой танцевали Ш. Ле Пик, Риче, Г. Вестрис и др.
В 1767 в Вене вышли (2-е изд.) «Письма о танце» Новера. Они вызвали дискуссию между Новером и Анджолини о путях развития балета, которая оказала прогрессивное влияние на развитие австр. балета.
В 1787 в Вене открылся оперный «Виденер-театр», в 1801 - «Театр ан дер Вин», где существовали балетные труппы и ставились танц. интермедии и дивертисменты. В 1793-94 и 1799-1804 в Австрии работал балетмейстер С. Вигано, в 1801 впервые поставивший в Вене балет Бетховена «Творения Прометея». Его преемником был балетм. Г. Джоя (работавший в Вене в 1800-15). Длительное время в Вене работал известный танцовщик Л. Дюпор, ставивший балеты (в т. ч. «Телемак») с участием Вигано, Ф. Декаро, П. Райнольди и др.
Начиная с 30-х гг. 19 в., наряду с «Кернтнертор-театром», балетные спектакли ставились также в «Леопольдштадттеатре», где постановки носили более демократический характер. В первой пол. 19 в. в Австрии развивается романтический балет, представительницей которого была выдающаяся балерина Ф. Эльслер.
В сер. 19 в. ведущее место в австр. балете занимали танцовщики: Ф. Черрито, Б. Линда, К. Куки, Ч. Черри, Ф. Синони, Ш. Мабиль, Л. Фраппар. В этот период развиваются традиции придворного балета. Широко используется в балетном спектакле вальс как хореографич. форма. В конце 19 в. развитию австрийской хореографии способствовал танцовщик, а затем ведущий балетмейстер И. Хасреыгнер который в содружестве с художником Ф. Гаулем поставил «Фею кукол» Байера (1888) и ряд балетов, занявших прочное место в австрийском и немецком балетном репертуаре.
В нач. 20 в. в австр. хореографии получили распространение различные модернистские направления (сестры Визенталь, Баррисонти, Х. Крёйцберг и др.). Им противостояла деятельность реж. Э. Тельс (проводила в жизнь реалистич. принципы Станиславского) и Г. Крёллера осуществившего в Венской гос. опере пост. балетов «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса, «Дон Жуан» Глюка и др. Выделяются балерина Г. Пихлер, танцовщики А. Краузенекер, Р. Рааб, Х. Пфундмайр, М. Гутхейль-Шодер, В. Р. Францль, Х. Крёйцберг и др.
После освобождения Австрии (1945) во главе балетной труппы Гос. оперы становится балетм. Э. Ханка. Труппа осуществляет пост. ряда класич. и совр. балетов: «Коппелия», «Дон Жуан» Глюка, «легенда об Иосифе» Штрауса, «Испанское каприччио» и «Шехеразада» на муз. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» на муз. Мусоргского, «Дафнис и Хл» Равеля, «Петрушка» Стравинского, «Карнавал» на муз. Шумана, «Треуголка» де Фальи, ряд балетов австр. композитора Ф. Зальмхофера и др. До 1954 балетные спектакли ставились в двух оперных театрах Вены: в Гос. опере и в «Театре ан дер Вин» (чаще в 1 ос. опере). Среди артистов балета: Ю. Драпаль, О. Фидлер, Л. Франц-Бауэр, Э. Темпль, А. Краузенекер, Г. Покорны-Бауэр, Э. Брехнер, Л. Клемиш, К. Циммерль, А. Биркмейер, В. Диртль, В. Францль, К. Раймунд, Р. Адама, К. Музиль, Р. Новотны и др., балетмейстер Д. Парлич. Для подготовки нац. кадров хореографии в Вене существует балетная школа при Венской гос. опере.
Цирк. Возникновение цирка в Австрии относится к 16 в., когда на ярмарках и площадях наездники, канатоходцы, жонглёры показывали своё мастерство, В 1780 Ж. Порте основал в Вене цирк, в котором выступал наездник Гийам. В 1808 Х. Бах, возглавлявший труппу странствующих конных акрсбггов, открыл в Вене цирк на 3 000 мест (получил название «Гимнастический цирк»). Труппа Баха гастролировала в Италии, России и др, странах, В 20-х гг. 19 в. премьером этого цирка был выдающийся наездник и исполнитель мимич. сцен на лошадях итальянец А. Гверра. Здесь же работали: канатоходец Равель, наездница В. Кенебель, наездники бр. Прайс, атлеты О. Мотти и Ж. Дюпюи. В 50-х гг. 19 в. высшую школу верховой езды демонстрировал премьер парижского Олимпийского цирка Ф. Боше, создавший школу выездки и верховой езды, основанную на изучении анатомии лошадей. Австрийская школа верховой езды широко используется цирковыми наездниками всего мира. С 80-х гг. 19 в. весной в Вене обычно работал цирк Э. Ренца. Перед первой мировой войной в Австрии появились цирки-варьете, в представлениях которых сочетались номера мюзик-холла и цирка. За время 2-й мировой войны цирковое искусство Австрии пришло в упадок. До 1958 в стране работал цирк Аполло. С 1959 в Вене функционирует цирк Медрано.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АВ..

АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ

АЛАРКОН-И-МЕНДОСА

АЛЕКСИ-МЕСХИШВИЛИ

АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ

АНТРАКТНАЯ МУЗЫКА

АРНИЧЕС-И-БАРРЕРА

АФГАНЛЫ-ДЖАФАРОВА

АФИШНАЯ МОНОПОЛИЯ

АФРИКАНСКИЙ ТЕАТР

(c) Театральная энциклопедия