на главную А..


АВСТРИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. В средние века в Австрии, как и в других европейских странах, осн. драм. жанром была литургич. и полулитургич. драма, в которую в конце 13 в. включались сцены светского характера, постепенно выделявшиеся в самостоятельные произведения (например, комедия «О злых жёнах»). В 15-16 вв. в гуманистич. кружках осваивалось наследие античности, преим. произв. Плавта и Теренция. Драматурги-гуманисты К. Цельтис и Б. Хелидониус писали драмы (на латинском языке), в которых использовали античные и библейские сюжеты. Произв. В. Шмельцля - автора «Похвального слова Вене» (1548) - отмечены стремлением драматурга к нац. тематике. Формирование нац. А. д. началось в конце 17 в. после победы над турками (1683), значительно позже, чем в др. европ. странах. Это отставание было определено особенностями обществ, жизни Австрии. Экономич. отсталость страны, разоряемой войнами и феодальными междоусобицами, мешала развитию нац. культуры. Засилие католич. церкви и ориентация дворянства на исп., итал. и франц. культуру также задерживали становление нац. драматургии. Источником А. д. является фольклор народов, населявших территорию совр. Австрии, их песенное творчество, сатирич. рассказы (шпрухи, шванки). На этой основе в бродячих театрах создавались импровизационные сцены бытового характера, широко использовались нар. сказания, легенды. К концу 17 в., несмотря на гнёт феодально-католич. реакции, демократич. культура Австрии окрепла и развилась, что нашло яркое выражение в творчестве крупнейшего австр. актёра и драматурга И. Страницкого, создавшего многочисленные комедии, трагикомедии и фарсы. Гл. персонажем этих комедий был Гансвурст, олицетворявший тип зальцбургского крестьянина. Комедии Стра-ницкого «Наказанное высокомерие турок», «Преследование из-за любви, или Жестокая королева…» строились на приключениях Гансвурста, связанных с актуальными событиями современности. Автор резко выступал против представителей светской и духовной власти.
В 17 в. широкое распространение получила драматургия иезуитов, соединявшая в себе элементы средневековой дидактич. драмы (моралите) с ренессанс-ными мотивами (прославление светской жизни и её радостей). Авторы иезуитской драмы, используя историч. и мифологич. сюжеты, проповедовали устойчивость феодализма, непогрешимость и величие церкви и императорской власти. Видным представителем австр. иезуитской драмы был Н. Аванцинус.
С сер. 18 в. в Австрию проникают идеи франц. и нем. Просвещения. Однако развитие культуры Австрии проходило преим. в русле т. н. просвещённого абсолютизма. В этот период в А. д. сложилось два направления. Первое из них было связано с традициями бродячего демократич. театра. К нему принадлежали рыцарские и «волшебные» пьесы Ф. Хафнера («Бюргерская дама», 1763, «Новый бурлеск», 1764, и др.), Э. Шиканедера, комедии актёров И. Ланге, Г. Стефани, П. Вейдмана. Под значительным влиянием выдающегося нем. теоретика и драматурга Г. Э. Лессинга развивалось творчество драматурга Ф. Хейфельда - автора пьес «Юлия, или Спор долга и любви» (1766), «Крестьянин с гор» (1767), и Т. Геблера, написавшего пьесы «Министр» (1771), «Клементина, или Завещание». Другое направление А. д. определялось развитием придворного театра и стремлением драматургов к подражанию франц. классицизму. Теоретиком этого направления был журналист И. Зонненфельс - автор «Писем о венской сцене» (1767-69). Драматург Х. Айренгоф написал трагедии «Ирена» (1781), «Клеопатра» (1783), являвшиеся прямым подражанием произв. франц. классицизма.
В конце 18 - нач. 19 вв. в предместьях Вены открылись демократич. по направленности театры, для которых работали драматурги Й. А. Глейх, А. Бёйерле, К. Мейсль. Они создали жанр венской народной комедии, придав лит. форму элементам нар. театра, выражавшимся в сочетании реального и фантастического, в ярком бытовом колорите, остроте характеристик действующих лиц, юморе, переходящем в сатиру. Эти пьесы, героями которых были австр. ремесленники, крестьяне, буржуа, отражали современную жизнь. Глейх, Бёйерле и Мейсль явились подлинными предшественниками крупнейших австр. драматургов Ф. Раймунда и II. Н. Нестроя.
В нач. 19 в. в связи с развитием капитализма в Австрии и под влиянием франц. буржуазной революции 1789-94 пробуждается нац. самосознание австр. буржуазии, что нашло отражение в произв. наиболее значительных австр. драматургов 19 в. Ф. Грильпарцера, Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя, творчество которых сформировалось в период, последовавший после Венского конгресса 1814-15. Эти драматурги подняли в своих произв. наиболее острые проблемы современной им жизни. В пьесах Раймунда «Девушка из страны фей, или Крестьянин-миллионер» (1826), «Король Альп, или Человеконенавистник» (1828), «Расточитель» (1833) отражён процесс разложения феодальных отношений и развития бурж. культуры, распад аристократич. общества, показана судьба простого человека-труженика.
Драматич. произв. Грильпарцера подлинно гуманистичны, их осн. тема борьба человека за светлые и справедливые идеалы. В период реакционного режима Меттерниха Грильпарцер выступал против деспотизма, нац. гнёта, бесправия человеческой личности, несмотря на то, что его собственные политич. убеждения были более чем умеренными. Лучшие произв. Грильпарцера - «Праматерь» (1816), «Сафо» (1817), «Верный слуга своего господина» (1825), «Сон есть жизнь» (1834), «Счастье и гибель короля Оттокара» (1825), «Горе лжецу» (1838), «Еврейка из Толедо» (соч. 1857, пост. в 1872 в Праге). Герои пьес Грильпарцера исполнены пафоса, страстного стремления к индивидуальной свободе, это - активные, деятельные натуры, ищущие путей к счастью человека. В его пьесах показано, что реальная действительность, а не личные качества героев приводят их к отказу от борьбы, к забвению своих идеалов, но драматург не понимал необходимости решительных изменений в обществ, жизни и боялся открытых революционных выступлений. Деятельность Грильпарцера была неразрывно связана с «Бургтеатром» (Вена), где ставились его пьесы, с руководителями театра И. Шрейфогелем и Г. Лаубе. Романтич. характер произв. Грильпарцера и Раймунда, демократич. направленность, введение в пьесы элементов фантастики, постановка проблемы борьбы добра и зла были определены прямой связью творчества этих драматургов с нар. традициями австр. культуры.
Творчество Нестроя, сложившееся в условиях буржуазно-демократич. революции 1848, явилось новым этапом в развитии австр. реалистич. драмы. В период подготовки революции Нестрой выступил с сатирич. комедиями «Злой дух Лумпацивагабундус» (1835), «Незначительный» (1847). В комедии «Свобода в Кревинкеле» (1848) отражены революц. дни в Вене, отношение различных групп населения к революции, осмеивается бурж. лозунг «собственность священна». После 1848 творчество Нестроя носило умеренно либеральный характер. Высокое драматургич. мастерство Нестроя, умение строить интригу, сталкивать различные, ярко очерченные характеры придают его пьесам импровизационную лёгкость, непринуждённость. Благодаря связи с совр. жизнью, верности демократич. традициям австр. театра, произв. Раймунда и Нестроя - классиков А. д., входят в репертуар австр. театров до наст. времени.
Во 2-й пол. 19 в. в придворном театре ставились пьесы «Сын мрака» (1842), «Равеннский боец» (1857) Ф. Гальма, в которых социальные конфликты подменялись абстрактной борьбой добродетельных героев со злом. В комедиях Э. Бауэрнфелъда изображалась жизнь великосветских и буржуазных салонов Вены. А. Вильбрандт писал пьесы - «Аррия и Мессалина» (1874), «Мастер из Пальмиры» (1889), выражавшие мещанские ограниченные интересы буржуазно-бюрократич. слоев Австро-Венгрии. Крупнейший драматург 70-80-х гг. 19 в. Л. Анценгрубер в пьесах «Крестьянин-клятвопреступник» (1871), «Четвёртая заповедь» (1877) ставил острые соц. вопросы, касавшиеся жизни австр. крестьянства, выступал против остатков средневековья, растущей капиталистич. эксплуатации, засилия клерикалов. Однако, резко критикуя совр. общество, Анценгрубер не видел силы, способной изменить его, и ограничивался призывом к нравственному усовершенствованию.
В конце 19 - нач. 20 вв. в Австро-Венгрии усилилось рабочее и национально-освободит. движение. Кризис буржуазной культуры Австро-Венгрии накануне 1-й мировой войны ярко выражен в пьесах венских драматургов декадентского направления - А. Шницлера, автора пьес «Анатоль» (1893), «Зелёный попугай» (1899) и др., и Г. Гофмансталя «Безумец и смерть» (1893), «Электра» (1903), героями которых были пресыщенные, эстетствующие личности. В их пьесах проповедовалась идея искусства для искусства, культ смерти, безысходность.
Во время 1-й мировой войны в Австрии получил развитие экспрессионизм крупнейшим представителем левого крыла которого был Ф. Верфель - автор драм «Человек из зеркала» (1920), «Швейгер» (1922), «Хуарец и Максимилиан» (1925) и др. С экспрессионизмом связаны и произв. Гофмансталя - «Зальцбургский большой театр жизни» (1921), «Башня» (1925).
Захват Австрии гитлеровской Германией (1938) нанёс большой урон развитию австр. драматургии; лучшие писатели эмигрировали, театры были закрыты. В период 2-й мировой войны крупными прогрессивными австр. драматургами являлись Ю. Зойфер, Ф. Брукнер. После освобождения Австрии (1945) деятели австр. театра и литературы выступают за создание нац. демократич. культуры. Заметное место занимает творчество Э. Т. Чокора автора пьесы «Калипсо» (1942) и др., прошедшего путь от экспрессионизма к психологич. реализму. Большинство пьес совр. австр. драматургов проникнуто пессимизмом и стремлением уйти от действительности. Среди них: «Одиссей снова пускается в путь» К. Клингера, «Его последнее призвание» (1957) Г. Шварца, и др. Крупным драматургом совр. Австрии является Ф. Хохеельдер развивающий традиции демократич. культуры Австрии. Его пьесы «Коммерческий отель» (1946), «Гостиница» (1955) ставятся многими австр. театрами, в т. ч. «Бургтеатром».

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АВ..

АНСАМБЛИ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ

(c) Театральная энциклопедия