на главную А..


АВСТРАЛИЙСКИЙ ТЕАТР. Коренное население Австралии театра не знало. Однако элементы театрального действия входили в быт народа (изустная передача мифологич. преданий, имитация трудовых и бытовых сцен, повадок животных в магич. тотемич. обрядах и т. д.). Своеобразными зрелищными представлениями были и т. н. «корробори» - церемониальные пляски, сопровождавшиеся пением и ритмич. аккомпанементом муз. инструментов. В «корробори» находила отражение жизнь коренного населения Австралии.
Театр. представления среди первых колонистов и каторжан, прибывших в Австралию из Англии, относятся к концу 80-х гг. 18 в. Первый спектакль состоялся в Сиднее 4 июня 1789 (каторжане пост. в бараке комедию Дж. Фаркуара «Офицер-вербовщик»). В течение нескольких лет возникло много любительских театр. трупп, выступавших в бараках ссыльных, в воен. поселениях, на палубах кораблей. Актёры-любители из числа каторжан, солдат и моряков разыгрывали на англ. языке примитивные мелодрамы собств. сочинения. Женские роли в этих спектаклях обычно исполняли мужчины. Первая проф. австрал. театр. труппа в 1796 давала спектакли в Сиднее, в специально оборудованном для этого помещении. В 1798 этот театр был закрыт по предписанию губернатора. В 1800 его спектакли возобновились, но ненадолго. В 1832 антрепренёр Б. Леви построил в Сиднее первое постоянное театр. здание, получившее название «Ройял театр». Режиссёром-постановщиком и ведущим актёром этого театра был К. Ноулс. В репертуар театра наряду с комедиями, фарсами и мелодрамами входили пьесы Шекспира («Ричард III», «Макбет»). Значит. место в спектаклях уделялось муз. сопровождению и танцам. В антрактах и в конце спектаклей исполнялись короткие хореографич. сценки, песни, арлекинады. Это определяло синтетич. характер искусства актеров.
В 30-40-х гг. 19 в. в крупных городах, выросших из поселений, возникли постоянно действующие театры - в Хобарте «Ройял театр» (1837), в Сиднее «Ройял Виктория театр» (1838), в Аделаиде также «Ройял Виктория театр» (1839), в Мельбурне - «Павильон», он же «Ройял театр» (1842). Основу трупп театров составляли местные любители, ведущие же актёры приглашались обычно из Англии. Они приезжали со своим репертуаром, составленным гл. обр. из произв. классич. драматургии (Эсхил, Еврипид, Шекспир, Мольер, Гюго и др.), нередко шедших в сокращённых и упрощённых вариантах. Наиболее популярные актёры этого периода, в течение длительного времени игравшие в А. т. и нередко соединявшие в своём лице также режиссёра-постановщика и театр. предпринимателя, - Ф. Незбитт, Дж. Коппин, Э. Уинстэнли С. Кемерон, Т. Стюарт, К. Ноулс.
В 1833 в Сиднее была осн. первая школа танца под рук. К. де Кастелла. В это же время при «Ройял театре» (Сидней) открылись балетные классы, которые возглавлял танцовщик и педагог-хореограф Ф. Уайт. В 30-е гг. в Австралии выступали танцовщики: Филлипс, Фицджералд, Тонинг, Далль-Касе и др., танцовщицы - Джонс и Вельбе. В 1834 в «Ройял театре» пост. первый оперный спектакль - «Клари» Г. Бишопа. В 40-х гг. на сцене этого театра было пост. много итал. опер, «Опера нищих» Гея и Пепуша и неск. опер совр. ирл. и англ. композиторов («Богемская девушка» М. Балфа, «Ночные танцоры» Лодера). Театр пост. и первые муз.-сценич. произведения австрал. композиторов: комич. оперы «Весёлые проказы» (1844) и «Дон Джон Австрийский» (1847) А. Натана, «Маритана» У. Уоллеса (1849) и др.
«Золотая лихорадка», вызванная открытием в 1851 золота в Австралии, привлекла поток иммигрантов. Население увеличилось более чем в 2 раза. Следствием этого явилось и оживление театр. жизни. 1850-1900 - период подъёма А. т., который выразился прежде всего в резком увеличении количества проф. театр. коллективов (в Сиднее, напр., открылось 7 новых театров, в Мельбурне - 6). В состав трупп по-прежнему привлекались гл. обр. артисты, приезжающие из Англии, Ирландии, США.
Во 2-й пол. 19 в., с развитием капиталистических монополий в стране, мелкие антрепренёры разоряются и их театры вливаются в тресты. Создаются театр. монополии, во главе которых стоят крупные театр. деятели Австралии (Дж. Коппин и др.). В 1882-90 существовало крупное театр. предприятие, возглавлявшееся актёрами Дж. Уильямсоном, А. Гарнером, Дж. Масгровом. В пего входили театры: в Мельбурне («Ройял театр», «Принсесс театр»), Сиднее («Ройял театр») и Аделаиде («Аделаида ройял театр»). Здесь ставились произв. австрал. драматургов и иностранные классич. комедии, оперы и оперетты. В 1886 была создана популярная театр. компания во главе с известными актёрами Д. Бусико (младшим), его сестрой - Н. Бусико, супругами Браф и Дк. Тайфреджем. Эта компания владела театрами в Сиднее и Мельбурне. В репертуаре театров значительное место занимали комедии Шекспира, Шеридана, Уайльда, пьесы ирл. авторов. Большим успехом в 90-е гг. пользовался передвижной театр актёра и реж. Д. Барри, выступавший в различных городах и посёлках Австралии с постановками классич. произведений и совр. австрал. пьес. В большинстве театров Австралии силами одного и того же коллектива ставились драматич. и оперные спектакли, давались эстрадные представления.
В нач. 50-х гг. в Сиднее была основана компания во главе с дирижёром Л. Х. Лавеню, ставившая исключительно оперы (Россини, Верди, Доницетти и др). Компания гастролировала по городам Австралии. Оперные коллективы возникали в Австралии в течение всей 2-й пол. 19 в. В последние десятилетия 19 в. особенной известностью пользовались австрал. певцы: А. Л. Прингл, Э. Рассел, А. Янсен, Ч. Тилбери, Л. Арене, М. Юджин, Р. Бакмен и др.
В 1889 Дж. Уильямсон организовал труппу танцовщиц, участвовавшую в танц. сценах и пантомимах в оперных спектаклях, а в 1897 открыл в Мельбурне балетную школу. Одна из участниц его труппы, педагог школы М. Эверетт, открыла в 1909 свою балетную школу в Сиднее.
Значительным событием в театральной жизни Австралии 2-й пол. 19 в. были гастроли крупнейших драматич. актёров Европы и Америки. В 60-х гг. в Австралию приезжали Ч. Кин, У. Монтгомери, Ч. Мэтьюс, М. Гледстон, Дж. Карден, показавшие постановки пьес Шекспира. В 70-90-х гг. проходили гастроли Сары Бернар, А. Ристори, Дж. Джефферсона и др.
Несмотря на оживлённую театр. жизнь и большое количество театр. трупп, А. т. в течение всего 19 в. не получил самостоятельного развития и следовал по пути англ. театра. Произв. австрал. драматургов (комедии Банстера и Хора, освещавшие жизнь Австралии, и др.) театрами не ставились. По мере роста нац. самосознания народа Австралии возрастали его требования к театру - отражать жизнь страны, её прошлое и настоящее. Отвечая на запросы демократич. зрителя, драматург, актёр, режиссёр и театр. предприниматель А. Дампир поставил в театрах Сиднея и Мельбурна несколько написанных им мелодрам, собственных инсценировок романов австрал. писателей-реалистов - М. Кларка, С. Радда, Р. Болдревуда, пьесы Ф. Хопкинса.
В нач. 20 в. коммерч. театры Австралии переживают кризис, вызванный конкуренцией иностр. коллективов, гастролировавших в Австралии. Начинается погоня за прибылью, художеств. уровень репертуара резко снижается; классика идёт всё реже, ставятся бессодержательные муз. комедии и сенсационные, часто реакционные пьесы.
В период 1-й мировой войны, временно ослабившей в Австралии иностр. конкуренцию, деятельность коммерч. театров вновь активизировалась. Посещаемость возросла в связи с постановкой пьес, отражающих совр. политич. события. Ведущими актёрами А. т. этого периода были: Дж. Маклерен, Ф. Хави, А. Фриф, М. Фейн, Д. Брайтон, С. Мод, Ф. Янг, М. Мур и др.
В первой четверти 20 в. буржуазным коммерч. театрам противостояла деятельность вновь созданных прогрессивных лит.-театр. объединений и театров: «Ежегодные вечера, посвящённые австралийской драме» (1909-12), «Клуб любителей театра» (1918), «Актёры-пионеры» (1922-26) в Мельбурне, «Народный театр» под рук. Керри Теннант (1929) в Сиднее, домашний театр Э. Дэвидсон (20-е гг.) в Окли. Эти организации, выдвинувшие лозунг: «За национальную драму и народный театр!», впервые поставили пьесы австрал. авторов Л. Эссона, К. Причард, У. Мура, К. Уотсон, В. Палмера, С. Макки и др. Режиссёрами спектаклей выступали сами драматурги, исполнителями актёры-любители. Деятельность этих объединений имела большое значение в формировании реалистич. нац. А. т., однако они не могли противостоять коммерч. театрам из-за отсутствия проф. актёров, а также из-за финансовых трудностей.
Значительный вклад в развитие демократич. А. т. внесли т. н. «репертуарные театры» - небольшие полупроф. и любительские театр. коллективы, возникшие в 10-х и 20-х гг. 20 в. (в Мельбурне, Сиднее, Перте, Хобарте, Брисбене, Аделаиде). «Репорту арные театры» ставили пьесы австрал. драматургов (А. Сомервилл, Б. Дейвис, М. Эффорд, Х. Дрейк-Брокман, К. Данкан) и зарубежных авторов (Ибсен, Синг, Йитс, Шоу, Голсуорси, Моэм). В 1915 актёр А. Уилки приехал в Мельбурн со своей шекспировской труппой, которая работала здесь до 1926, постепенно пополняясь австрал. актёрами. Эта труппа ставила пьесы Шекспира, пытаясь реставрировать спектакли эпохи Возрождения. В 1928 появилась другая прогрессивная труппа - Д. Рибуша, пропагандировавшая систему К. С. Станиславского.
Популярными жанрами А. т. в 20 в. продолжали оставаться опера и балет. На развитие австралийского музыкального театра значительное влияние оказали гастроли ряда крупных европ. оперных артистов и, в первую очередь, Ф. И.Шаляпина (1929). В 20-е гг. в Сиднее организовалась «Оперная лига», способствовавшая развитию нац. оперы. Среди исполнителей - Н. Мелба, первая австрал. певица, гастролировавшая в театрах Европы и Америки, певцы: Бедфорд, Р. Иттлер, Д. Маккинес. В 30-е гг. широкую известность получила австрал. певица М. де Ганст. В первой половине 20 в. австрал. композиторы создали новые музыкально-сценич. произведения: оперы «Эндимион» Дж. Антилла, «Джованни», «Леди Долли», «Девушка-мавританка» А. Хилла (либретто многих из этих опер основаны на легендах племени маори); комич. оперы «Примадонна» и «Дьявол её возьми» А. Бенджамина; балеты «Балетная сюита корробори» Дж. Антилла, «Терра Аустралис» и «Морская легенда» Э. Роуф, «Трагедия моды» Гуссенса, «Фауст» Х. Крипса, «Трилогия Жанны д'Арк», «Сфинкс», «Маска Люцифера», «Каин и Авель» М. Лорбера, «Калейдоскоп» и «Эурока» Дж. Пенберти, «Аркаринга» Г. Купера. Значительная часть этих произв. построена на австрал. сюжетах.
Для развития австрал. хореографии большое значение имели гастроли А. Жене (1913) и труппы А. Павловой (1926 и 1929). Со 2-й пол. 20-х гг. были открыты балетные школы, руководимые рус. танцовщиками (А. Долинов в Сиднее, 1926; Л. Саранова - в Мельбурне, 1928). В 1929 М. Бурлаков (танцовщик труппы А. Павловой) и Л. Лайтфут основали «Первый австралийский балет», выступавший в Сиднее в «Савой театре» со спектаклями «Лебединое озеро», «Коппелия»; «Шехеразада» на муз. Римского-Корсакова, «Петрушка» Стравинского и балетами австрал. композиторов: «Роксанда» Р. Малинга, «Плод забвения» Р. Пенникуика. В 1937 в Аделаиде при «Университетском театре Гилд» организовалась балетная труппа во главке с Дж. Зибертом, просуществовавшая до 1950. В 1941 был создан «Южно-австралийский балетный клуб» под рук. Дж.Приста. В 1939 в Мельбурне открылась балетная школа («Балетная академия Борованского»), в которой была сформирована балетная труппа, с успехом выступавшая во мн. городах Австралии и Новой Зеландии. С 1938 значит. роль в развитии австрал. балета играла «Балетная студия национального театр. движения», поставившая св. 60 балетов. На базе этой студии в 1949 была организована «Национальная балетная труппа» (просуществовала до 1952) в составе: Дж. Грим, Л. Гоулдинг, Р. Рид, М. Скотт, балетмейстеры - Л. Мартин, Дж. Александер, Дж. Прист и др. Труппой руководили Э. Борованский и В. Твиди.
Современный австралийский балет следует традициям классич. хореографии. Но существуют и модернист, труппы, пропагандирующие «абстрактный» танец (труппа Г. Боденвейзер и др.).
Обострение общественных противоречий в Австралии вызвало еще в нач. 30-х гг. попытки организации демократич» театр. коллективов, противостоящих господствующим бурж. тенденциям. В 1932 в Сиднее и Мельбурне возникли драматич. секции при «Рабочих художественных клубах» - первые полупроф. рабочие театры. Они ставили пьесы австралийских (К. Причард, В. Палмера, К. Данкан), франц., англ. драматургов и произв. русских и советских писателей («Бронепоезд 14-69», «Враги»; «Разгром» по Фадееву, пьесы Гоголя, Чехова, Билль-Белоцерковского, Афиногенова и др.). В 1936 рабочие театр. коллективы объединились в «Лигу нового театра», развернувшую активную деятельность в период 2-й мировой войны. «Лига» способствовала появлению т. н. «новых театров» («нью театр»), в создании которых большую роль сыграли австрал. коммунисты. После 2-й мировой войны «новые театры», среди которых ведущее место занимает «Новый театр» в Сиднее, превратились в крупные стационарные полупроф. театры. Кроме спектаклей в закрытых помещениях, труппы выступают также и на улицах городов, в рабочих посёлках, на фабриках и заводах. Они ставят пьесы совр. прогрессивных австралийских писателей (М. Брэнд, Р. Лоулера, Л. Риса), пьесы, написанные актёрами и являющиеся откликом на происходящие в стране обытия, пьесы советских авторов (Горького и др.), пьесы писателей др. социалистич. стран («Седая девушка» Хэ Цзин-чжи и Дин Ни, пьесы Л. Кручковского и др.), произв. англ. и амер. авторов (О' Кейси, Мальца, Стейнбека, Гоу и д'Юссо, Миллера и др.). Наряду с «новыми театрами» в Австралии возникли т.н. «малые театры» («литл театр») - полупроф. театр. коллективы, объединяющие передовую интеллигенцию. Популярностью пользуется любительский студенческий театр Мельбурнского университета, среди пост. которого пьесы и инсценировки рассказов Чехова (на рус. яз.). Созданы новые проф. театры, театральные объединения: в 1951 в Сиднее организована Нац. оперная компания Юж. Уэльса, которая в 1952 слилась с Мельбурнской оперной компанией. Объединённая труппа даёт регулярные спектакли в крупных городах страны. В 1954 создана творч общественная организация - «Австралийский елизаветинский театр. трест», задачей которого является развитие всех жанров нац. проф. А.т., продвижение на сцену и субсидирование пост. пьес, отмеченных на ежегодных конкурсах «Консультативного совета драматургов» Австралии (напр., «Лето семнадцатой куклы» Лоулера в «Юнион театре» в Мельбурне, «Переменчивое сердце» Бейнона в «Университетском театре Гилд», «Смотри, ягуар» Нэша в «Керне литл тиэтр» и др.). Т. о., хотя общее организационное состояние А. т. препятствует росту этого вида нац. культуры (театр. коллективы, как правило, не имеют пост. помещений, материально не обеспечены, многие актёры вынуждены искать работу в театрах Англии и США), передовые деятели, выдвигая требование обществ, и государств. поддержки нац. театра, стремятся освободить его от подражательности, эпигонского следования образцам европ. и амер. искусства.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АВ..

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР

АНТОНИО И ШЛИСКЕВИЧ

АРИАС ДЕ ПЕНЬЯФЬЕЛЬ

АРТИСТИЧЕСКИЕ СЕМЬИ

(c) Театральная энциклопедия