на главную А..


АВСТРАЛИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ - драматические произведения на английском языке, создаваемые в Австралии. До сер. 19 в. драматургия занимала в австрал. литературе незначит. место. Самые ранние произв. А. д. - анонимные мелодрамы нач. 19 в., бытовавшие в устных и рукописных вариантах. Авторами их были участники любительских спектаклей из числа каторжан и первых поселенцев. Эти пьесы, следовавшие англ. и ирл. образцам, пользовались успехом благодаря своей демократич. направленности (протест против власть имущих, сочувствие отверженным) но были примитивны по форме. В 30-50-х гг. появляются: мелодрама «Беглые каторжане» Э. Д. Берна (1829, «Каледониан театр», Эдинбург), посвящённая австрал. Робин Гуду - Мэтью Брейди, «Трагедия Донохыо» Ч. Харпура (изд. 1835), прославляющая мужество и героизм каторжан, и дидактич. мелодрама актёра Ф. Белфилда «Кара, или Проклятие пьяницы» (1849, «Куинс театр», Мельбурн). В 70-80-е гг. количество мелодрам и комедий возрастает. Ставятся: Добро за зло» (1876, «Принсесс театр», Данедин, Новая Зеландия), «Всё за золото, или Пятьдесят миллионов» Ф. Хопкинса (1877, «Виктория театр», Сидней), «Вдалеке от могилы» (1878), «Сосланный на пожизненную каторгу» (1878), «Солнечный юг» (1884) Дж. Даррелла и сатирич. комедии, посв. социальным и политич. темам,- «Класс» Банстера (1878), «Счастливая страна» М. Кларка (1879), «День выборов, или Добивавшиеся и победившие» Б. Хора (изд. 1883). Не отличаясь значительными художеств. достоинствами, австрал. мелодрамы и комедии были сильны демократич. направленностью, злободневностью, динамичностью своих сюжетов. Язык этих пьес воспроизводил обычную разговорную ре, изобиловал жаргонными выражениями. В 80-90-х гг. в Австралии стали появляться инсценировки реалистических произведений австрал. романистов - «Пожизненное заключение» М. Кларка, «На нашей ферме» С. Радда, «Вооружённый грабеж», «Право рудокопа» Р. Болдревуда. Авторами сценич. обработок этих произв. были обычно актёры-постановщики - А. Дампир, Г. Уолч и др. Посвящённые англ. колониальной каторге, смелым и честным каторжанам, находившимся вне закона, трудной доле мелкого фермера, инсценировки завоевали большую популярность. В Австралии развивается и т. н. литературная или поэтическая драма на историч. и легендарные сюжеты: «Регул» (изд. 1842) и «Любовь королевы» (1846-47, театр «Ройял Виктория» в Сиднее) Э. Д. Берна, «Тарквиний Гордый, или Падение тирании» С. П. Хилла (изд. 1843), «Реймонд, правитель Милана» Э. Рива (изд. 1851, пост. в театрах Сиднея в 1863), «Эдуард - Чёрный принц» Д. Слейдена (изд. 1886), «Тиберий» Ф. Адамса (изд. 1894) и др. Широкое распространение получили и т. н. рождественские пантомимы, сопровождавшиеся чтением текста, муз. аккомпанементом, пением. Тексты песен и диалоги к пантомимам нередко создавали крупные писатели Австралии: М. Кларк («Леденцовые башмачки», 1870, «Театр Ройял», Мельбурн; «Альфред Великий», 1878, Муз. академия), П. Мари, Г. Уолч. Большую роль в становлении А. д. сыграли пьесы и статьи А. Адамса.
В 1909 в Мельбурне по инициативе драматурга и критика У. Мура была создана первая в истории Австралии литературно-театр. орг-ция «Ежегодные вечера, посвящённые австралийской драме» (существовала до 1912), ставившая целью содействие развитию нац. А. д. В 1922 в Мельбурне писатели В. Палмер, Л. Эссон и С. Макки создают аналогичное объединение - «Актёры-пионеры» (существовало до 1926). В нач. 30-х гг. в Сиднее возникло движение «Народный театр», возглавляемое Керри Теннант. Этими объединениями впервые были пост. пьесы: Л. Эссона - «Укротительница», «Мёртвые деревья» и «Священное место» (изд. 1911), «Час еще не настал» (изд. 1912), «Гуртовщики» (изд. 1920), «Южный крест», «Боец», «Мать и сын» (изд. 1946); К. При-чард - «Взломщик» (1910), «Человек с большой буквы», «Пионеры» (изд. 1937); У. Мура - «Девушка из кафе» (изд. 1910), «Таинственный лунный свет» (1912); К. Уотсон - «Если бы юность знала» (1912); А. Адамса - «Миссис Притти и премьер» (1914, в театрах Мельбурна); В. Палмера - «Счастливое семейство», «Путешественники», «Тёмная лошадка» (изд. 1924); С. Макки - «Западня» (изд. 1937) и др. В этих пьесах отражена жизнь и борьба австрал. народа, они воссоздают жизнь людей в мельбурнских трущобах, на одиноких фермах, на безлюдных территориях страны, в золотоносных пустынях. Заметную роль в развитии А. д. сыграла написанная в 20-х гг. 20 в. пьеса Э. Дэвидсон «Юрика-оборона» (о героич. восстании золотоискателей Балларата в 1854) и ряд др. её пьес, основанных на австрал. легендах. В 1936 был издан сб. пьес С. Томхолта под общим назв. «Холодный рассвет». В конце 30-х гг. с успехом ставились пьесы Дж. Дэнна: «Фимиам не воскурили» [1937, «Независимый театр» («Индепендент театр») в Сиднее и мельбурнский «Клуб драматургов»] и «Каролина Чишольм» (1939, «Репертуарный театр» в Брисбене). 40-50-е гг. ознаменованы усилением реалистич. тенденций в А. д., особым интересом к современности, стремлением осмыслить события 2-й мировой войны, разобраться в причинах социального и экономич. неравенства. О войне, несущей смерть и разрушение, о тяжёлых судьбах простых солдат-патриотов говорится в пьесах А. Тёрнера «Австралийские станции» (изд. 1944; пост. на радио), «Соседи», «Путешествие на Запад»; в народной драме С. Локк-Эллиота «Трубы заржавели» (1948, «Независимый театр», Сидней); в стихотворной драме К. Данкан «Сыновья утра» (изд. 1946); в пьесах Д. Къюзвк «Вечные муки», «Неси на себе Атлантов груз» (изд. 1950). Теме расовой дискриминации посв. драмы: «Вдали от родников» Дж. Дэнна (изд. 1944, пост. в театрах Австралии в 40-х гг., в театрах Англии и Уэльса - в 1950); «Я датчанин» А. Тёрнера; «Если бы у нас было достаточно жизненного пространства», «Небо без птиц», «Западная граница» О. Грей. В пьесах «Тихоокеанский рай» Кью-зек (1955, «Нью театр», Сидней) и «Накануне завтрашнего дня» Р. Троссела (пост. в Канберре и на радио) выражен протест против угрозы атомной войны. Обличению колониализма и расизма посвящены пьесы М. Врэнд: «Под нашим небом» (1948, «Нью театр», Мельбурн) и «Чужие в стране» (изд. 1954; пост. в Австралии, СССР, ГДР и др. странах). О социальных проти-воречиях борьбе простых австралийцев против обществ. несправедливости говорится в пьесах: «Дом, который построил Джек» Дж. Фарвелла, «Незримый круг» Локк-Эллиота (изд. 1946), «Утреннее жертвоприношение» Кьюзек (изд. 1943), «Маленький городок» К. Кэрролл, «Мечтатели» М. Уэста, «Переменчивое сердце» Р. Бейнона (пост. в театрах Брисбена, Мельбурна, Сиднея, Перта и в 67 любительских театрах Австралии). Обличительную направленность носит пьеса «Без особых ограничений, или Не такой уж тихий американец» М. Брэнд (1958, «Нью театр», Сидней). Ряд произв. совр. А. д. построен на историч. материале: «Солнце красно по утру» Кьюзек (изд. 1942), «Рассвет» К. Шеперд (изд. 1942), «Нед Келли» Д. Стюарта (изд. 1943), «Привет тебе, завтра!» В. Палмера (изд. 1947), «Что посеешь…» Э. Баркли, «Кровь на акации» Л. Хейлена (изд. 1948) и др. Мн. из этих пьес посвящены демократич. революц. традициям прошлого Австралии. В А. д. с 30-х гг. получил распространение жанр радиодрам. Многие драматурги Австралии пишут одновременно для театра и для радио (Г. Мередит, М. Эффорд, А. Тёрнер, К, Шеперд, К. Данкан, Д. Стюарт, Т. Мур и др.). Однако радио часто пропагандирует пьесы, буржуазные по идеологии, ремесленнические по форме, подражающие худшим амер. образцам. Популяризации лучших произведений А. д. содействует «Консультативный совет драматургов». В 1956 на ежегодном конкурсе пьес, устраиваемом советом, первую премию завоевали пьесы, с успехом идущие в театрах Австралийского Союза: «Потоки» О. Грей и «Лето семнадцатой куклы» Р. Лоулера (1956, «Юнион театр», Мельбурн, и «Елизаветинский театр», Сидней; 1956-57, Лондон, 1957-58, Нью-Йорк).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АВ..

АРМЯНСКИЙ БАКИНСКИЙ ТЕАТР

АШХАБАДСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР

(c) Театральная энциклопедия