на главную А..


АУЭЗОВ, Мухтар Омарханович (р. 28.IX.1897) - казахский советский писатель, драматург, учёный. Академик АН Каз. ССР (с 1946). Засл. деят. науки Каз. ССР (1957). Деп. Верх. Совета Каз. ССР. Род. в Чингиз-ской волости. В 1928 окончил историко-филологич. факультет Ленингр. университета, в 1928-30 прошёл аспирантуру по вост. литературам при Среднеазиатском университете в Ташкенте. Первую пьесу Енлик и Кебек» (по фольклорным мотивам) написал в 1917. Эта пьеса была пост. в первый год организации Казахского театра в Кзыл-Орде (1926), впоследствии - в Алма-Ате (1933) и сохранялась в репертуаре театра в течение всех лет его существования. Казахский театр развивался при деятельном участии А. как теоретика и драматурга. Его пьесы входили в репертуар Казах, театра в Алма-Ате и др. театров республики. Расцвет драматургич. деятельности А. относится к 30-40-м гг. В это время в Казахском театре пост.: «Ночные раскаты» («Тунги сарын», 1935) - о народном восстании 1916 года в Казахстане, «Белая берёзка» (совм. с А. Тажибаевым, 1939) - о гражданской войне. Совр. жизнь республики отражена в пьесах: «Каменное оперение» (1935), «В яблоневом саду» (1937) - о советской молодёжи, росте нац. интеллигенции, «На границе» (1938)- о борьбе с диверсантами. В годы Великой Отечеств. войны А. написал пьесы «В час испытания» (1941) и «Гвардия честив совм. с А. Абишевым, 1942), посв. борьбе советского народа с фашистами, и пьесу «Кобланды» (1946) на материале казах, героич. эпоса. Значит, вклад внёс А. и в развитие нац. муз. театра. Им созданы: муз. комедия на материале эпоса «Айман и Шолпан» (1933), впоследствии переделана в оперу (муз. Е. Брусиловского, 1938), либретто балета «Калкаман и Мамыр» (муз. В. Великанова, 1938), либретто историч. оперы «Бекет» (муз. А. Зильбера, 1940) и оперы «Тулеген Тохтаров» о героях Отечественной войны (муз. А. Жубанова и Л. Хамиди, 1947). В конце 30-х гг. А. начинает работу над темой о Абае, казахском поэте-демократе и просветителе (эпопея «Абай» и «Путь Абая», Ст. пр. 1949, Лен. пр. 1959). В 1940 на сцене казах, театра была пост. пьеса Ыбай», написанная А. совм. с Л. Соболевым. В 1944 на основе пьесы создано либретто оперы «Абай» (муз. Жубанова и Хамиди). В 1949 в казах, театре (Алма-Ата) пост. инсценировка романа «Абай», сделанная Ш. Аймановым и Я. Штейном. А. создал ряд художественных переводов рус., сов. и классич. драматургии на казах, яз. Среди них: «Ревизор», «Отелло», «Укрощение строптивой»; Аристократы» Погодина, «Любовь Яровая». На драматургии А. благотворно сказалось освоение лучших традиций нац. нар. творчества, мировой литературы, рус. классики. Его пьесы отличаются реалистич. глубиной образов, яркостью и типичностью нац. характеров, правдивой передачей особенностей казахской жизни, образностью, художеств. выразительностью языка. Написал ряд статей по вопросам театра и драматургии.
Соч.: Ауэзов М., Соболев Л., Абай. Трагедия. С послесл. Ник. Львова, М.-Л., 1945; Ауэзов М., Енлик-Кебек («Батыр и девушка», пер.), в сб.: Пьесы драматургов Казахстана, Алма-Ата, 1958.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АУ..

АНКАРА

АНТОДА

АНТУАН

АНШЛАГ

АРАМЯН

АРАПОВ

АРВЕЛО

АРЕНДС

АРИОЗО

АРСКИЙ

АРТИСТ

АСБАХЕ

АСКОНЕ

АСТЛЕЙ

АСТХИК

АСУЭЛА

АТАНАС

АУРЕЛИ

АУСТЕР

АФОНИН

АХУМЯН

АШ-МАТ

АШРАФИ

АШУМОВ

АЯЦУРИ

(c) Театральная энциклопедия