на главную А..


АССАМСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Издавна в Ассаме (Индия) существовали народные представления «бхаона» и «оджапали», представлявшие собой драматизацию инд. эпоса и мифологич. сюжетов. Исполнители («бхаория» и «оджа») под аккомпанемент хора («пали») декламировали стихи и пели песни собственного сочинения, вступая в диалог с главой хора («дайнапали»).
В средние века при дворах правителей получила распространение классич. санскритская драма. В 15-16 вв. религиозные реформаторы-вишнуиты Шанкардев и Мадхавдев писали одноактные мистериальные пьесы («анкья ната»), посвящённые индуистским богам Раме и Кришне, - «Победа Рамы», «Рождение Кришны» и др. Эти же темы использовали Г. Ата («Джанма-Ятра») к Д. Тхакур («Нрсимха-Ярра» и «Сиатанта Харана»), пьесы которых ставились уже в декорациях, с занавесом.
В 17-18 вв. ассамская драма находилась в длительном упадке. В конце 18 в. на ассамский яз. с санскрита была переведена «Шакунтала» Калидасы. Лишь в 19 в. с развитием нац. литературы начался подъём ассамской драматургии. Впервые появляются пьесы на социальные темы, героями драматич. произведений становятся реальные люди» Гунабхирам Баруа в пьесе «Рам Навами» выступил с требованием разрешать замужество вдовам, Х. Баруа в пьесе «Каниар киртан» (1861) выразил протест против курения опиума. В нач. 20 в. создавались историч. и романтич. драмы, посвящённые прошлому Индии. Их появление было связано с ростом нац.-освободит. движения, с развитием нац. самосознания. Ведущими драматургами в этот период были Л. Безбаруа и П. Баруа. Безбаруа - основоположник романтич. направления. Его пьеса «Принцесса Джаямати» (1915) имела успех не только в Ассаме, но и среди племён нага (пьеса была переведена на яз. племени ао), т. к. в ней говорилось о древних историч. и культурных связях двух народов. Романтич. драму «Джеренгар Сати» патриотич. содержания создал Г. Гагай. В 30-40-х гг. 20 в. в творчестве драматургов Д. Прасада, Г. Гагая, П. Пхукана, Н. Дхуяна, А. Хазарика, А. Баруа, С. Раджхова и др. ассамская драматургия достигла своего расцвета. Пьеса Прасада «Лабхита» отображала напряжённое политич. положение в стране, рост нац.-освободит. движения в Индии в 1942.
В 30-40-х гг. активизируется деятельность любительских театр. коллективов, работающих в Ассаме с конца 19 в. (пост. «Комедии ошибок» Шекспира, Калькутта). Появились отд. талантливые исполнители (П. Шарма, Г. и К. Чаудхури, Ч. Пхукан и др.). В Ассаме нет проф. театр. трупп, спектакли ставятся эпизодически, гл. обр. во время нац. празднеств «Дурга-Пуджья» и «Биху». Академия драмы и музыки, Ассоциация народных театров Индии и ряд деятелей театра предпринимают попытки создания стационарного театра. В 40-50-х гг. большого развития достиг жанр одноактной пьесы. В этом жанре пишут молодые драматурги Д. Бартхакур («Шофёр такси»), Шарма («Цветная полиция»), Б. Сайкья («Вор») и др.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АС..

АЛБАНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ

АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА СССР

АРМЯНСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

АФГАНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ

(c) Театральная энциклопедия