на главную А..


АСАФЬЕВ, Борис Владимирович (лит. псевд. - Игорь Глебов) (17(29).VII.1884, Петербург, - 27.I.1949, Москва] - русский советский музыковед, ко мпозитор и музыкально-общественный деятель. Нар. арт. СССР (1946). Действит. член Академии Наук СССР (1943). Ст. пр. (1943, 1948). В 1908 окончил филологич. факультет Петерб. университета. Музыке обучался в Петерб. консерватории по кл. А. К. Лядова (окончил в 1910). С этого же года работал пианистом-концертмейстером балета в Мариинском театре в Петербурге. Как композитор А. начал выступать с 1906 (детские сказочные оперы и балеты; романсы, фп. пьесы и др.), как музыкальный критик - с 1914. В 1919-30 А. работал в Гос. институте истории искусств в Ленинграде. С 1925 - профессор Ленингр. консерватории. С 1943 жил в Москве. Автор крупных научно-исследоват. работ по истории рус. муз. культуры и зарубежной музыки, проблемам теории музыки, многочисл. критич. статей. Оказал значит. влияние на развитие сов. музыкознания. В ряде исследований он по-новому осветил историч. роль Глинки, правдиво воссоздав облик художника-патриота. Мн. работы А. посвящены творчеству Чайковского. Он активно боролся за признание подлинно новаторского и ярко демократии, оперного наследия Мусоргского. А. написал ряд опер, в т. ч. «Казначейша» по поэме Лермонтова (1937, Ленинград), «Минин и Пожарский» (соч. 1936, отрывки исполнены в 1938), «Алтынчеч» («Золотоволосая», 1938, не пост.), «Гроза» по Островскому (1941, в концертном исполнении), «Пир во время чумы» (1940), «Медный всадник» (1942) (обе по Пушкину, не пост.), «Славянская красавица» (1941, не пост.), 5-е действие к опере Серова «Вражья сила» (1947), детские оперы: «Красная шапочка» (1906) по сказке Перро, «Золушка» (1906), «Снежная королева» (1908) по сказкам Андерсена (пост. в Петербурге), «Алёнушка и братец Иванушка» (1945, не пост.) и др. А. - автор мн. балетов, в т. ч. «Бабочка» (1909, Мариинский театр), «Дар феи» (1910), «Белая лилия» (1911), «Лукавая Флорента» (1912), «Пьерро и маска» (1915, «Петербург), «Карманьола» (1918, Петроград); «Сольвейг, или Ледяная дева», на основе произв. Грига, сценарий В. Романова (1922, Петроград), «Утраченные иллюзии» по роману Бальзака (1935, Театр оперы и балета им. Кирова), «Партизанские дни» (1935, Театр им. Ленсовета), «Степан Разин» (неоконч.) и др. Лучшие балеты А. - «Пламя Парижа» (первонач. название - «Триумф республики») (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934) (Театр оперы и балета им. Кирова) и «Кавказский пленник» (1938, Ленингр. Малый оперный театр). Развивая реалистич. традиции балетного творчества Чайковского и Глазунова, А. наполняет свои балеты многообразным жизненным содержанием. Он часто пользуется нар. мелодиями и темами муз. произв., созданных в одно время с лит. произведением, положенным в основу оперного или балетного соч. (в балете «Пламя Парижа» композитор обращается к франц. музыке конца 18 в., в «Бахчисарайском фонтане» - к польской и кавказской нар. музыке). А. принадлежит музыка к спектаклям «Царь Эдип» Софокла (1918, Театр Трагедии, Петроград), «Макбет» Шекспира (1918, там же), «Дон Карлос» (1919, Большой драматич. театр, Петроград), «Слуга двух господ» Гольдони (1921, там же), «Интервенция» Славина (1933, Театр им. Вахтангова), «Двенадцать месяцев» Маршака (1947, МХАТ) и др., а также симф., камерно-инструмент. и др. соч. Балеты А. сыграли важную роль в развитии сов. балетного искусства, в его идейно-художеств. обогащении, расширении тематики и жанровых типов. В них претворены сюжеты выдающихся произв. рус. и мировой классич. литературы, тонко переданы черты муз. стиля изображаемой эпохи. В ряде балетов А. используются и творчески перерабатываются мелодии народов СССР. В муз. драматургии сценических (оперных и балетных) произв. А. важную роль играют лейтмотивы и интонации, характеризующие гл. действующих лиц, сценич. ситуации. Большое значение в музыке А. имеет мелодич. начало.
Лит. соч.: Избр. труды, т. 1-5, М., 1952-57; отд. изд.: Симфонические этюды. П., 1922; К восстановлению «Бориса Годунова» Мусоргского. Сб. статей, М., 1928; Книга о Стравинском, Л., 1929; Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930; Музыкальная форма как процесс, кн. 1-2, М., 1930-47; Николай Андреевич Римский-Корсаков, М., 1944; Евгений Онегин, М., 1944; Глинка, М., 1947, 2 изд., М.-Л., 1950; Григ, М.-Л., 1948.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АС..

АРДАРОВ

АРЕТИНО

АРЖАНОВ

АРИЕТТА

АРИОСТО

АРИПОВА

АРИСТИЯ

АРИСТОВ

АРКАДИН

АРКАНОВ

АРЛЕКИН

АРМЕНЯН

АРНОЛДИ

АРНОЛЬД

АРСЕНКО

АРУТЧЯН

АРХЕЛАЙ

АРХИМИМ

АРЦРУНИ

АСПАЗИЯ

АТТИТЮД

АФГАНЛЫ

АФРАНИЙ

АХМЕДОВ

АХМЕТОВ

АХУНДОВ

АШХАБАД

(c) Театральная энциклопедия