на главную А..


АРМЯНСКИЙ ТЕАТР. Древний армянский театр. Армянский трагедийный театр дзай-нарку-гу санов и вохбергаков возник в эпоху рабовладельческого общества (1-е тысячелетие до н. э.) из культа предков, связанного с воспеванием подвигов героев, с погребальными церемониями, обрядами, посвящёнными умирающему и воскресающему богу Гисанэ-Ара Прекрасному. Древнеарм. комедийный театр, актёрами которого были катакергаки и катака-гусаны, также связан с культом Гисанэ-Ара, с празднованием возвращения весны, вакханалиями в честь богини плодородия Анахит. В армянских эллинистич. монархиях из языческой мистериальной трагедии и народной комедии возник профессиональный театр. В 69 до н. э. царь Тигран II построил в юж. столице Армении Тигранакерте здание по типу амфитеатров эллинистич. Сирии, в котором давались представления. Сын Тиграна царь Артавазд, автор трагедий, создал в северной столице Армении Арташате эллинистич. театр, где выступала труппа во главе с трагиком Язоном. В 53 до н. э. здесь была разыграна трагедия Еврипида «Вакханки». Начиная с этого времени многочисленные факты подтверждают непрерывность существования многообразного по жанрам и видам арм. профессионального театра. В древнеарм. театре получила развитие пантомима: известна арм. актриса-пантомимистка (вардзак) Назеник (2 в.). Актёры трагедии (дзайнарку-гусаны и вох-бергу-гусаны) исполняли во 2-3 вв. греч. и арм. пьесы. В 4 в. представления давались при дворе Аршака II.
Армянский средневековый театр. В период укрепления феодального строя, несмотря на противодействие церкви (проповеди католикоса Иоанна Мандакуни, 5 в., и др.), давались представления античной драматургии (Менандр, Еврипид), произведений арм. комэдиографов, трагиков, мнмографов. Существовали специальные театр. здания (по типу античных амфитеатров) с отд. верхними местами для женщин. Представления давались систематически, театры привлекали большое количество зрителей. Популярность театр. представлений побудила духовенство вводить театрализованные элементы в церковные обряды. Из литургической драмы возник христианский мистериальный театр - характерное порождение культуры эпохи феодализма. В 6-7 вв. в трудах армянских учёных-философов имеются свидетельства, что театр занимал видное место в общественной жизни Армении. В эпоху позднего средневековья (10-15 вв.) театр. представления получили распространение в Васпураканском княжестве, в Анийском царстве, в Киликийском королевстве. В Ахтамаре выступали труппы актёров-гусанов и актрис-вардзак. На высеченных из камня горельефах на стенах Ахтамарского храма (10 в.) изображены маски арм. театра того времени в двух его разновидностях - бытовой комедии, сходной с драматургией Менандра, и сатирич. площадном театре гусанов-мимосов, цахрацу. В 12 в. возникает театр в королевстве Киликии, куда перемещается центр культурной жизни арм. народа. К этому же времени относятся первые дошедшие до наших дней произведения арм. ср.-век. драматургии (драматич. поэма О. Плуза, мистериальная драма «Адамова книга» А. Сюнеци).
В конце 14 в. Армения потеряла свою самостоятельность. Изменение условий жизни народа отразилось и на искусстве. В 15-18 вв. происходил процесс постепенного отмирания древнего А. т. В 17-18 вв. возникает новый А. т. в среде армян-эмигрантов. С 1668 до середины 19 в. в городах, где жили армяне (Львов, Венеция, Вена, Константинополь, Мадрас, Калькутта, Тбилиси, Москва, Ростов-на-Дону), существовал арм. школьный театр (церковный и светский). Классицистический по направленности, театр этот выражал идеи, порождённые нац.-освободит, движением.
Армянский театр 19 - нач. 20 вв. Присоединение Вост. Армении к России в 1827 сыграло важную роль в развитии А. т. нового времени, деятели которого получили возможность более близко знакомиться с передовой культурой рус. народа и испытали её благотворное влияние. Первая пост. комедии Грибоедова «Горе от ума», на которой присутствовал автор, была осуществлена в декабре 1827 в Эриванской крепости после взятия её рус. войсками. В 20-е гг. 19 в. были организованы первые арм. любительские школьные спектакли в г. Карасубазаре (ныне Белогорск в Крыму) и в Тифлисской арм. семинарии под рук. А. Аламдаряна. В 1836 Г. Шермазанян создал в Тифлисе театр под назв. «Шермазанян дарбас». Пост. там в 1842 комедия Шермазаняна «Описание некоторых делишек епископа Карапета» резко критиковала арм. духовенство, купечество и царских чиновников. Реалистич. по своей направленности, арм. любительский театр противостоял псевдоисторич. классицистич. драматургии (А. Каренян и др.). В 1821 в Калькутте была издана пьеса «Мошенник-физиономист», высмеивающая бурж. нравы.
Великий арм. революционный демократ М. Налбандян в рецензии на спектакль, сыгранный в 1859 в Москве арм. студентами (историч. трагедия С. Ванандеци «Аристакес» и бытовая комедия Н. Аладатяна «Пропали мои пятьдесят червонцев»), изложил свои взгляды на роль и значение театр. искусства, послужившие теоретич. основой для развития арм. демократич. театра. В нач. 2-й пол. 19 в. появился ряд бытовых комедий М. Патканяна, Н. Пугиняна, М. Тер-Григоряна, О. Гургенбекяна и др. арм. драматургов, вытеснявших псевдоисторич, классицистич. драматургию.
Центром духовной культуры зап. армян (живших за пределами Российской империи) был Константинополь (Стамбул), где еще в 1810 были пост. первые арм. спектакли под рук. М. Бжишкяна. В 1846-66 существовал театр «Арамян татрон» под рук. О. Гаспаряна, сохранявший традиции древнеарм. театра. В 50-х гг. в Константинополе функционировало несколько арм. люби тельских трупп. В 1856 поэт-драматург М. Пешикташлян основал арм. нац. театр. В 1857 выходил театр. журнал «Музы Арарата». Развивалась западноарм. драматургия (М. Пешикташлян, С. Экимян, П. Дурян, Т. Терзян и др.).
С нач. 60-х гг. любительские труппы в Константинополе и в Тифлисе превратились в проф. постоянные театры. В 1861 в Константинополе был создан театр «Аревелян татрон» («Восточный театр»), а в 1863 в Тифлисе под рук. Г. Чмшкяна создан армянский театр. В Ереване первые арм. спектакли состоялись в 1865, в 1873 создан театр. коллектив под рук. драматурга, актёра и режиссёра Э. Тер-Григоряна.
Утверждение критич. реализма на арм. сцене связано с деятельностью тифлисской труппы и с появлением произведений великого арм. драматурга Г. Сундукяна. Его пьесы «Хатабала», «Ещё одна жертва», «Пэпо», «Разорённый очаг» знаменовали новый этап в развитии нац. сценич. искусства. На пост. пьес Сундукяна и классиков рус. и зап.-европ. драматургии (Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Островский, Шекспир, Шиллер, Мольер) воспиталось в 60-80-х гг. 19 в. поколение видных арм. актёров - М. Амрикян К. Арамян, С. Чмшкян, Вардуи, Г. Тер-Давтян, С. Матинян и др. Выдающийся актёр и режиссёр Г. Чмшкян, борясь вместе с С. Мандиняном, М. Амрикяном и др. за утверждение демократич. направления в А. т., порвал с классицистич. манерностью и напыщенностью исполнения, отказался от внешних эффектов и добивался создания правдивых, реалистич. образов.
С конца 70-х гг. арм. театры в Константинополе подверглись гонениям со стороны тур. правительства. В эти годы из Константинополя в Закавказье переехали многие крупные арм. актёры: П. Адамян, Сирануйш, Астхик, Рачья Азнив, М. Мнакян и др.
Выдающаяся роль в развитии А. т. в 80-е гг. 19 в. принадлежала крупнейшему трагику П. Адамяну, выразившему в своём творчестве протест против социального и нац. гнёта. Адамян создал замечательные реалистич. сценич. образы в пьесах Сундукяна и в переводном репертуаре (Гамлет, Отелло, Лир, Арбенин, Чацкий, Акоста, Кин и др.), насыщенные вдохновенной романтикой.
Дальнейшее развитие А. т. связано с драматургией А. Пароняна, создавшего яркие сатирич. комедии («Дядя Багдасар», «Восточный дантист», «Льстец» и др.), и А. Ширванзаде, автора выдающихся реалистич. психологич. драм («Из-за чести», «Намус», «Злой дух», «На развалинах» и др.). Широко вошли в репертуар арм. театров драмы и комедии Э. Тер-Григоряна («Под маской благотворительности», «Жертва угнетения» и др.). Романтич. тенденциями проникнуто творчество Мурацана (историч. драма «Рузан»). Реалистич. направление в арм. театре утверждали актёры П. Араксян, А. Арутюнян, А. Арменян, А. Вруйр, Г. Аветян, О. Севумян, Г. Петросян, О. Майсурян, Забел, игравшие в Тифлисе, Баку и др. городах. Социальные сдвиги в жизни арм. народа в конце 19 - нач. 20 вв. нашли художеств. отражение в искусстве выдающихся артистов О. Абеляна и Сирануйш, развивавших традиции Чмшкяна и Адамяна.
В период революции 1905-07 А. т. пережил большой творч. подъём. Еще в 1890 - нач. 1900-х гг. в рабочих районах крупных городов (Баку, Тифлис) организуются арм. любительские спектакли силами прогрессивной интеллигенции. Затем создаются нар. театры, в спектаклях которых принимают участие как любители (рабочие, ремесленники, приказчики, учителя), так и проф. актёры. В Тифлисе были созданы общедоступные театры - Авчальская аудитория (1901), театр Мурашко (1902), Авлабарский театр Араксяна (1903), театр Собрания (1903). Большую работу проводила арм. драм. секция Нар. дома Зубалова (1909). В Баку при нар. домах рабочих окраин (Балахны, Чёрный город, Баилов) существовали арм. драмкружки. Общедоступные спектакли давались арм. любительскими труппами в Эривани, Александрополе (Ленинакане), Батуме, Шуше, Елизаветполе (Кировабад). Спектакли этих театров и кружков были рассчитаны на широкие слои населения, они ставили классич. и передовую совр. драматургию, цены на билеты были общедоступными. Некоторые из этих театров работали до 1-й мировой войны (1914). В деятельности нар. театров принимали участие артисты и режиссёры П. Араксян, А. Харазян, В. Тер-Григорян, М. Гаврош, В. Галстян, Д. Гулазян и др. Решающее значение для развития нац. искусства имела критич. деятельность большевиков С. Шаумяна и С. Спандаряна, уделявших большое внимание театру. В 1910-х гг. появились новые актёры, ставшие мастерами арм. сцены, - Асмик, И. Алиханян, С. Адамян, О. Гулазян, Кнарик М. Манвелян А. Мамиконян, позже - А. Восканян, В. Папазян О. Зарифян и др., новые драматурги В р. Папазян, Л. Манвелян и др.
В годы реакции (1907-12) и 1-й мировой войны (1914-18) передовые деятели А. т. боролись за сохранение реалистич. традиций. Большую помощь в этой борьбе оказала им драматургия Горького; в 1908 тифлисская арм. труппа с успехом поставила «На дне». Зарождается арм. пролетарская драматургия («Забастовка» Вартаняна, 1912). Но политич. бесправие, нац. гнёт, политика подавления передовой нац. культуры, проводившиеся царским правительством, тормозили развитие нац. театра. Отсутствие материальной и организационной поддержки, цензурные притеснения мешали развитию арм. сценич. искусства, испытывавшего воздействие бурж. идеологии. Реакц. интеллигенция проповедовала со сцены национализм, декадентство, пессимизм и мистику. Глубочайший кризис переживал А. т. в годы господства дашнаков (1918-20). Только Сов. власть открыла перед арм. нац. театр. искусством певый широкий путь развития.
Армянский советский театр. В конце 1918 на территории Сов. России, на Сев. Кавказе, на Украине стали организовываться арм. труппы. После установления Сов. власти в Закавказье (1920-21) труппы были организованы в Армении, Грузии, Азербайджане. В 1921 создан 1-й Гос. театр Армении в Ереване (с 1937 - Театр им. Сундукяна). Гл. режиссёром театра был Л. Калантар. В труппу вошли - Асмик (Т. Акопян), И. Алиханян, М. Манвелян, А. Восканян, А. Мамиконян, А. Бероян, М. Бероян, А. Агасян, А. Элизабарян, О. Вуниатян и др., затем в театр пришли Р. Нерсесян, А. Аветисян, М. Джанан, В. Папазян, В. Вагартян, О. Абелян, О. Гулазян, Г. Аветян, Г. Джанибекян, С. Гарагат, Д. Малян, Г. Габриелян, О. Степанян, Р. Вартанян, А. Хачанян и др. Ведущую роль в становлении театра сыграли режиссёры Л. Калантар и А. Бурджалян. Первые годы деятельность театра характеризуется борьбой за ансамбль, за повышение сценич. культуры. Важнейшее значение в этом процессе имело творчество арм. режиссёров: В. Аджемяна, В. Вартаняна, А. Гулакяна, Т. Шамирханяна. Для подготовки новых актёрских кадров были организованы студии в Москве, Тбилиси, Ереване, Баку. Много арм. актёров и режиссёров вышло из Моск. драм. студии, созданной С. Хачатуровым в 1918 (позднее студией руководил Р. Симонов).
В 20-30-е гг. непрерывно растёт сеть арм. театров; возникают арм. театры в Баку (1920) и Тбилиси (1921), Театр им. А. Мравяна в Ленинакане (1928), Передвижной театр им. А. Харазяна (1928), ТЮЗы в Ереване (1929), Тбилиси (1929), театры - в Кировакане (1931), Степанакерте (1932), Кировабаде (1935) и др. В этих театрах работали актёры Ц. Америкян, А. Арменян, Х. Арутюнян, А. Бероян, М. Бероян, Жасмен, Л. Ерамян, А. Ованесян, Е. Дурян-Арменян, Л. Зограбян, А. Харазян, В. Мирзоян, Н. Манучарян и др. В Армении создаются также рус. Театр им. Станиславского (1937, Ереван), азерб. Театр им. Джабарлы (1929, Ереван), Курдский театр, внёсшие свой вклад в общую театр. культуру республики.
20-е гг. ознаменованы в истории арм. сов. театра обращением к классич. драматургии. По-новому интерпретируются пьесы Сундукяна, Ширванзаде, Пароняна, Островского, Гоголя, Горького, Софокла, Шекспира, Шиллера, Мольера, Гольдони, Ибсена. Появление во 2-й половине 20-х - нач. 30-х гг. произведений арм. сов. драматургов - Д. Демирчяна, В. Вагаршяна, Т. Ахумяна, и пост. переводных пьес К.Тренёва, Б. Лавренёва, Вс. Иванова, Б. Ромашова открыли перед А. т. путь борьбы за утверждение методов социалистич. реализма, определили его значение в коммунистич. воспитании трудящихся. В 30-е гг. большое значение имели пост. нац. классики: «Высокочтимые попрошайки» Пароняна (Ленинакан, 1934), «Из-за чести» Ширванзаде (Театр им. Сундукяна, 1939) и др.; среди постановок арм. сов. драматургии: «Фосфорическое сияние» (1932) и «Страна родная» (1940) Демирчяна, «На заре» Гулакяна (1937) - Театр им. Сундукяна, «Марокко» Багдасаряна (Ленинакан, 1930) и др. Большое распространение получают на арм. сцене пьесы рус. драматургов: Погодина, Афиногенова, Вишневского; рус. и зап.-европ. классика: «Егор Булычев и другие» (1933), «Гроза» (1935) - Театр им. Сундукяна, «Без вины виноватые» (1934, арм. театр в Баку), «Женитьба Фигаро» (1933, Театр им. Сундукяна), «Хозяйка гостиницы» (1936, Ленинаканский театр) и др. Во 2-й половине 30-х гг. на сценах Еревана, Ленинакана, Баку, Тбилиси впервые был создан образ Ленина в спектаклях: «Человек с ружьём», 1938, «Кремлёвские куранты», 1941; «Из Искры…» Дадиани (1939), «Ленин в 1918 году» Каплера и Златогоровой (1940).
В годы Великой Отечественной войны на сцене арм. театров созданы спектакли о патриотизме советского народа, о борьбе с фашизмом. Шли пьесы: Н. Заряна («Месть»), А. Араксманяна («На вулкане»), К. Симонова («Русские люди»), А. Корнейчука («Фронт») и др.; историч. пьесы Д. Демирчяна («Страна родная»), Мурацана («Рузан»), В. Соловьёва («Фельдмаршал Кутузов»), Л. Микаэляна («Вараздат»). А. т. обращался и к классике; особое место заняла в его репертуаре драматургия Шекспира. В 1944 в Ереване были проведены Всесоюзный шекспировский фестиваль и конференция, на, которых были показаны спектакли «Отелло» (1940), «Гамлет» (1942) - в Театре им. Сундукяна, «Сон в летнюю ночь» (1944) - в ТЮЗе, «Двенадцатая ночь» (1944) - в Ленинаканском театре.
Определяющую роль в развитии А. т. в 40-50-х гг. сыграли постановления ЦК КПСС по вопросам литературы и искусства. В эти годы А.т. борется за создание острых правдивых разнообразных по форме спектаклей, отражающих жизнь и труд советского народа. Большой интерес у зрителей вызвали пост. новых пьес арм. сов. авторов: «Опытное поле» Заряна (1953), «Монастырское ущелье» Вагаршяна (1945), «На высотах» (1947) и «Под одной крышей» (1957) Боряна, «Последние гвоздики» Тер-Григоряна (1958), «Розы и кровь» (1958), «Огонь твоей души» Араксманяна (1959) - в Театре им. Сундукяна, «Ара прекрасный» Заряна (1946) - в Ленинаканском театре и пьес рус. сов. драматургов.
Театры Армении создали значительные пост. классич. драматургии «Намус» (1955), «Хаос» (1959) Ширванзаде, «Ещё одна жертва» Сундукяна (1955), «Дядя Багдасар» Пароняна (1954), «Утёс» Вр. Папазяна (1944), «Маскарад» (1949), «Живой труп» (1951), «Вишнёвый сад» (1951) - в Театре им. Сундукяна. В репертуар театра вошли пьесы рус., укр., груз., азерб., эст., узб., туркм. авторов, драматургия стран нар. демократии, прогрессивная драматургия капиталистич. стран. Большое значение в истории сов. арм. театра имели актёры: Асмик, А. Восканян, В. Вагаршян, Р. Вартанян, М. Джанан, Г. Габриелян, режиссёры - А. Бурджалян, Л. Калантар, А. Гулакян. Среди деятелей театр. искусства Армении (1960): нар. арт. СССР Р. Нерсесян, В. Папазян, нар. арт. Арм. ССР А. Аветисян, А. Арменян, Г. Джанибекян, Л. Зограбян, О. Гулазян, Д. Малян, режиссёры - В. Аджемян, Т. Сарян, В. Вартанян и др.
Кадры для драм. театров Армении готовит Театр. институт (созд. 1944) в Ереване.
В 1939 и 1956 состоялись декады арм. искусства и литературы в Москве, на которых выступал Театр оперы и балета им. А. Спендиарова, театры им. Г. Сундукяна и А. Мравяна, рус. театр им. Станиславского. Декады продемонстрировали высокую театр. культуру арм. народа, рост арм. советских театров, сохранивших лучшие традиции дореволюционной арм. сцены и обогативших их искусством соц. реализма.
Музыкальный театр занимает важное место в духовной культуре армянского народа. Главным его истоком является нар. творчество - песня и танец, искусство гусанов, ашугов, в котором с давних времён проявлялись ярко выраженные тенденции к синтезу музыки, поэзии, танца и драматич. действия (бытовые, военные, обрядовые песни и танцы, ашугские сказки). Другим истоком арм. муз. театра были «живые картины» - любительские представления и особенно арм. драматич. театр, где часто спектакли сопровождались нар. песнями, танцами, ашугскими напевами. С сер. 19 в. отдельные арм. театр. труппы имели своих композиторов; появились первые сборники театр. музыки.
Возникновение арм. муз. театра (в частности, оперы) относится ко 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., когда в обстановке подъёма освободительного движения и роста нац. самосознания формировались новые направления в армянской литературе, театре, живописи; складывалась арм. нац. композиторская школа; выдвинулся ряд талантливых композиторов: Т. Чухаджян, М. Екмалян, Х. Кара-Мурза, Н. Тигранян, Комитас, А. Спендиаров (Спендиарян) и др. Одной из важнейших творческих проблем того времени было создание нац. оперы. Первая армянская опера «Аршак II» написана в 1868 Т. Чухаджяном (либр. Т. Терзяна). Она отражала нац.-освободит, устремления передовой арм. общественности, протест против гнёта султанской Турции. Опера повествует об освободительной борьбе арм. народа в 4 в. против иноземных завоевателей. Чухаджян написал оперу в традициях историко-романтич. опер Россини, Беллини и особенно раннего Верди. Она содержит развёрнутые массовые сцены, хоры, ансамбли, арии, оркестровые эпизоды. Музыка её очень мелодична. В концертном исполнении отдельные номера из оперы исполнялись при жизни композитора. Полностью опера пост. в Советской Армении в 1945. В 70-е гг. 19 в. Чухаджян создал ряд оперетт и комических опер: «Ариф» (1872), «Кесе-Кехва» (1874), «Леблебиджи хор-хор-ага» (1876), сочетавших черты бытовой комедии с соц. сатирой на совр. буржуазно-аристократич. общество. Злободневность тем, живость и меткость характеристик, стремительность развития действия, остроумие, простота и лиризм музыки принесли этим произв. большую популярность. Композитор сочетает в них приёмы и формы зап.-европейской классич. оперы и оперетты с интонациями арм. городской песни. Чухаджян является также автором муз. драмы «Алексиназ» из истории сербско-турецкой войны, опер «Зейбеглер», «Индиана», лирич. оперы-феерии «Земире». Большинство из этих произв. ставилось при жизни Чухаджяна. Особым успехом пользовалась его оперетта «Леблебиджи хор-хор-ага», исполнявшаяся в городах Закавказья, Ближнего Востока, на Балканах и в Зап. Европе.
На создание опер, органично связанных с жизнью и культурой родного народа, национальных по теме и по муз. языку, были направлены в конце 19- нач. 20 вв. усилия мн. арм. композиторов. Наряду с историко-патриотич. темой они затрагивали в своём творчестве тяжёлую жизнь арм. трудового крестьянства. Живой интерес к жанру оперы проявил Комитас. Его замыслы опер «Вартан» из истории освободительной борьбы армянского народа в 5 веке, «Сасунские богатыри» по эпосу «Давид Сасунский», «Ануш» (по О. Туманяну), «Жертвы деликатности» (по А. Пароняну) свидетельствуют о стремлении композитора создать реалистические оперы, основанные на арм. крестьянском песенном мелосе и речевых интонациях. Крестьянская тема, нар. песенность лежали в основе и оперы Х. Кара-Мурзы «Шушан» по пьесе Атрпета. Она также не была закончена, но её пролог и 1-е действие неоднократно исполнялись любительскими труппами и хорами.
В 1912 в Александрополе была показана опера «Ануш» А. Тиграняна (по О. Туманяну). В ней были реалистически изображены быт и нравы армянской дореволюц. деревни, ярко обрисованы бесправие и тяжёлая доля арм. женщины. Музыка оперы отличается подлинной народностью; мелодичная, искренняя и задушевная, она насыщена интонациями арм. нар. песни. Песенность здесь становится действенным средством раскрытия переживаний героев и драматич. ситуаций. Опера завоевала большую популярность и исполнялась арм. любительскими и полупроф. траппами в городах Закавказья, Ближнего Востока, Европы и США. Упорно искал своих путей в нац. оперном творчестве А. Спендиаров (отрывки из неоконченной оперы «Шамирам», 1909-10, начало работы над оперой «Алмаст», 1916). В 1913 в Берлине русской труппой был показан балет «Семь дочерей короля джинов», созд. на основе музыки симф. картины Спендиарова «Три пальмы» (сценарий и постановка М. Фокина, в главной роли А. Павлова). В нач. 20 в. над операми работали и др. арм. композиторы: В. Саргсян («Ануш»), Е. Багдасарян («Ануш»), Г. Мирзоян («Сюни»), С. Мурадян, С. Демурян и др. Большинство из этих произв. не были завершены. В это время появились и исполнявшиеся в школах Еревана, Тифлиса, Баку первые арм. детские оперы А. Манукяна («Конец зла»)» М. Мирзояна («Стрекоза и муравей»), Е. Багдасаряна («Сказка бабушки Гюльназ»), А. Маиляна («Чар Микич», «Бахти кориз», «Зайчик») и др. Небольшие арии, ансамбли, песни сочетаются в этих операх с разговорными эпизодами. С сер. 60-х гг. 19 в. начали создаваться первые арм. оперные либретто (Чизмеджяном, Терзяном, позднее - Комитасом, Кара-Мурзой, А. Тиграняном и др.), переводились на арм. язык тексты зап.-европ. и рус. опер.
В 60-70-х гг. возникли первые арм. любительские и проф. муз.-театр. труппы под руководством Т. Чухаджяна, А. Вардовяна, а позднее Аристакесяна (1892), О. Восканяна (1910) и др. В репертуаре этих трупп были водевили, муз. комедии, оперетты и оперы западно-европ., рус. и арм. авторов (оперетты Т. Чухаджяна, оперы «Ануш» А. Тиграняна, «Аршин мал алан» У. Гаджибекова и др.). Среди первых арм. оперных певцов и певиц: Н. Папаян, Е. Тэрян-Корганова, М. Генджан, Н. Шахламян, Т. Налбандян, Б. Амирджанян, Ш. Тальян, В. Арцруни и др. ИногДа оперы ставились в концертном исполнении (на арм. языке) артистами любительских хоров под рук. Х. Кара-Мурзы, А. Тиграняна, Е. Багдасаряна и др. В конце 19 в. в арм. прессе появляются статьи, посвящённые муз. театру (статьи Х. Кара-Мурзы, В. Корганова и др.). Вопросы развития нац. муз. театра привлекали внимание передовых обществ, деятелей, писателей (М. Налбандяна, О. Туманяна и др.), художников (В. Суренянца, М. Сарьяна и др.).
Уже в первый период своего развития арм. муз. театр формировался в осн. как театр демократический, реалистический, связанный с передовыми идейными устремлениями эпохи. Он опирался, с одной стороны, на нар. творчество, с другой - на традиции рус. и зап.-европ. муз. классики. Однако многочисл. трудности (отсутствие муз. учебных заведений, нац. стационарных театров, запреты цензуры, сопротивление правящих кругов и т. п.) ограничивали возможности развития арм. музыкального театра в дореволюц. период. Подлинного расцвета арм. муз. театр достиг лишь после победы Советской власти в Армении. В 20-х гг. развёртывается деятельность передвижных муз.-театр. трупп. В городах Армении, а также в Баку, Тбилиси выступала оперно-опереточная труппа, возглавлявшаяся Ш. Тальяном; в ней начинали свою деятельность певица А. Даниэлян, дирижёр А. Мелик-Пашаев и др. Репертуар труппы включал наряду с опереттами оперы «Евгений Онегин», «Кармен», «Ануш» и др. В Ростове-на-Дону работала труппа, в состав которой входили Г. Айвазян, И. и Г. Данзасы, Ш. Лусинян и др. Она ставила преимущественно музыкальные комедии и драмы, водевили, оперетты, в т. ч. популярную арм. муз. комедию «Уш-лини - нуш-лини» Г. Ерицяна. В муз. учебных заведениях Еревана, Москвы, Ленинграда шла подготовка кадров для арм. муз. театра. В 1927 в Ереванской консерватории был организован оперный класс.
В эти же годы создастся ряд новых арм. опер, среди которых «Седа» А. Тер-Гевондяна (1921), «Алмаст» А. Спендиарова (1928), детские оперы «Гарник ахпер» К. Заваряна (1924), «Птенчик» М. Мазманяна (1926), исполнявшиеся школьниками.
Задуманная еще до революции опера «Седа» на сюжет из арм. средневековья не была пост., но отдельные арии, полифонич. развитые хоры и оркестровые эпизоды исполнялись в концертах.
Выдающееся место в истории арм. оперы занимает героико-патриотич. опера «Алмаст». Она относится к лучшим произв. нац. оперной классики. Написанная на сюжет поэмы О. Туманяна «Взятие Тмкаберта», она повествует о борьбе арм. народа в 18 в. против нашествия персов. Использовав замечательные образцы арм. нар. мелодий, опираясь на традиции рус. оперной классики, композитор создал оперу, отличающуюся развитой муз. драматургией, меткой характеристикой действующих лиц и сценич. ситуаций, сквозным оимф. развитием. Впервые «Алмаст» пост. в Москве (1930), позднее - в Ереване и др. городах страны.
5 мая 1932 Совет Министров Армянской ССР принял решение об организации в Ереване первого в истории Армении стационарного оперного театра. Открытие театра состоялось 20 января 1933. В создании театра принимали участие видные деятели армянского искусства: артисты А. Даниэлян, Ш. Тальян, Л. Исецкий-Иоаннисян, А. Каратов и др.; дирижёры К. Сараджев, Г. Будагян, С. Чарекян, режиссёр А. Бурджалян, художник М. Сарьян и др. В последующие годы в состав театра вошли: дирижёры В. Пирадов, С. Шатирян, М. Тавризиан, реж. Л. Калантар, А. Гулакян, художники М. Арутчян, П. Ананян, С. Аладжалов, балетмейстер И. Арбатов (Ягубян) и др., а также ряд молодых исполнителей-вокалистов - Т. Сазандарян, М. Седмар, Т. Шахназарян, Т. Хачатурян, П. Лисициан, Г. Габриэлян, Д. Погосян и др. После организации балетной труппы, осуществившей ряд постановок муз.-хореографич. спектаклей, театр стал называться Театром оперы и балета (впоследствии ему было присвоено имя А. Спендиарова). Среди артистов балета выдвинулись Л. Воинова-Шиканян, Р. Тавризиан, Г. Георгиан, З. Мурадян, С. Саркисян, П. Бурназян и др. Ереванский Театр оперы и балета вырос в крупнейший очаг муз. культуры Армении. В нём велась большая работа по воспитанию молодых нац. кадров, по овладению классич. репертуаром. Главная задача, стоявшая перед арм. музыкальным театром, - создание нац. репертуара. В 1935 театр поставил оперу «Ануш» А. Тиграняна (в новой редакции). В сер. 30-х годов на сцене театра появились новые арм. комич. оперы. Одна из них сказочно-сатирическая (по народной сказке, обработанной Д. Демирчяном) «Кадж Назар» А. Степаняна (1935), содержала ряд удачных жанровых сцен, меткие комедийные характеристики действующих лиц и была отмечена поисками в области претворения народно-песенных и речевых интонаций. Комич. опера «Тапарникос» А. Айвазяна (1938), написанная по комедии А. Пароняна «Восточный дантист», обрисовывала быт и нравы константинопольских армян 19 в. Композитор, опираясь на интонации зап.-арм. городских мелодий, продолжил традиции комич. опер Чухаджяна. Ценным опытом воплощения в муз.-сценич. искусстве арм. героич. эпоса была опера А. Степаняна «Давид Сасунский» (соч. 1936). Основываясь на интонациях старинных нар. песен и танцев, духовных песнопений, композитор стремился воссоздать музыкальный колорит средневековой Армении; выразит, хоры оперы воплощают образ угнетённого и борющегося народа. В 1939 на сцене Бакинского оперного театра им. Ахундова была показана опера арм. композитора А. Маиляна «Сафа», в основе которой лежит идея интернационализма, братской дружбы и солидарности арм. и азерб. народов, совместно боровшихся против феодалов-поработителей. В музыке использованы арм. и азерб. нар. мелодии.
Особое значение имела в эти годы работа арм. композиторов над созданием опер на сов. тему; к ней обращались композиторы В. Тальян, А. Тер-Гевондян и др. В 1938 Ереванский театр оперы и балета поставил оперу А. Степаняна «Лусабацин». В опере показаны гражданская война в Армении, майское восстание 1920, борьба за Сов. власть. Это первая арм. опера о пролетарской революции; гл. герой в ней-революц. народ, возглавляемый большевистской партией. Центральное место в опере занимают массовые сцены; дана психологически правдивая обрисовка отдельных героев. Звучание массовых революционных песен, призывные интонации, ораторски приподнятая речь, волевые ритмы марша придали музыке оперы героический характер. Содержание оперы потребовало новых приёмов муз. сценич. воплощения, способных передать революц. романтику, драматизм и героику изображаемых событий. В 1941 в Ереване была пост. опера, повествующая о революц. борьбе за установление Советской власти в Армении, - «Марджан» К. Закаряна. Не раз обращались арм. композиторы к темам, заимствованным из жизни и литературы других народов. В Ленинграде были поставлены оперы Л. Ходжа-Эйнатова «Шлюз» (1931) о классовой борьбе на Урале в первые годы революции и «Мятеж» (1938) по повести Фурманова. В Москве в театре им. В. И. Немировича-Данченко шла опера того же автора «Семья» - из жизни советских золотоискателей. С. Баласанян пишет оперы на таджикские темы (пост. в Сталинабаде) «Восстание Восэ» (1939) и «Кузнец Кова» (1941); Н. Чемберджи - оперу «Карлугас» - об освободительной борьбе башкирского народа (пост. в Уфе, 1942).
Во 2-й пол. 30-х гг. появляются первые балеты, написанные арм. композиторами. В 1936 учащимися Ереванского хореографии, училища был показан балет для юношества «Пионерия». Два балета создал А. Тер-Гевондян: «Невеста огня» (1935) на сюжет пьесы Дж. Джабарлы (не был пост.) и балет «Анаит» по арм. сказке, обработанной Г. Агаяном (пост. в Ереване в 1941). В 1938 был написан лирич. балет «Наринэ» С. Бархударяна (не был пост.), воспевающий любовь и осуждающий соц. неравенство в старой Армении. В «Анаит» и «Наринэ» сделана первая попытка сочетать арм. музыку и танец с формами классич. балета. Эти произв. содержали красочные бытовые сцены, выразит. лирич. эпизоды. Однако в них еще не были достигнуты в достаточной мере сквозное муз.-драматургич. развитие, симфонизация балетной музыки.
В 1939 Ереванский театр оперы и балета показал балет А. Хачатуряна «Счастье» (написан в том же году) - на сюжет из соврем, колхозной жизни. Актуальность содержания, яркие массовые сцены, выразит, обрисовка действующих лиц, красочная музыка, в которой широко использованы и развиты нар. мелодии, определили успех балета. В дальнейшем композитор, использовав значит, часть музыки и некоторые сюжетные положения «Счастья», создал новый балет - «Гаянэ».
Итог первому этапу развития муз. театра Советской Армении был подведён на декаде арм. искусства в Москве в октябре 1939. На сцене ГАБТ были показаны оперы «Ануш», «Алмаст», «Лусабацин» и балет «Счастье». Произв. арм. композиторов и мастерство исполнителей получили высокую оценку общественности. Ереванский театр оперы и балета был награждён орденом Ленина.
В 1940 состоялось открытие нового здания Ереванского театра оперы и балета на 1 250 мест (построено по проекту академика архитектуры А. И. Таманяна).
В годы войны Ереванский театр оперы и балета осуществил ряд значит. постановок, в т. ч. опер «Иван Сусанин» (1942); «Отелло» Верди (1942), «Кёр-оглы» У. Гаджибекова (1942), «Даиси» Палиашвили (1943), балета «Кавказский пленник» Асафьева (1943) и др. В эти годы в муз. театр. искусстве с особой силой зазвучала тема защиты Родины. В начале войны А. Тигранян начал работать над патриотич. оперой «Давид бек» (по мотивам романа Раффи); пост. в 1950 в Театре оперы и балета им. Спендиарова). Опера повествует об освободит. борьбе арм. народа против иноземных завоевателей в 18 в. Это произв. отличается глубокой народностью и реалистичностью образов, песенной основой и мелодичностью муз. языка. Большую роль в опере играют массовые хоровые сцены, раскрывающие образ народа, а также патриотич. арии героев. В опере получили развитие и лирич. темы. Над сюжетом, связанным с героич. прошлым арм. народа, работал композитор В. Араратян, написавший оперу «Царь Гагик» из истории Армении. В Ереванском театре оперы и балета велась работа над постановкой обнаруженной и восстановленной в эти годы патриотич. оперы «Аршак II» Чухаджяна, балета «Хандут» (на муз. А. Спендиарова), лирико-психологич. оперы Л. Ходжа-Эйнатова «Намус» (по повести Ширванзаде).
В 1943 на сцене Ленингр. театра оперы и балета им. Кирова состоялась премьера балета «Гаянэ» А. Хачатуряна - выдающегося произв. сов. муз.-хореографич. искусства (в Театре оперы и балета им. Спендиарова пост. в 1947). Балет рассказывает о жизни и труде простых советских людей, о патриотизме и братской дружбе народов Советского Союза. Оптимистичная, отмеченная большим темпераментом музыка балета отличается богатством красок, яркостью нац. колорита, близостью к нар. истокам. В балете много ярких массовых сцен. Большой психологической глубиной отмечена муз. характеристика главной героини - Гаянэ. Балет вошёл в репертуар театров многих городов Советского Союза и зарубежных стран (Ст. пр. 1943). В 1942 в Ереване открылся Гос. театр муз. комедии. Активную роль в его деятельности сыграли певец Ш. Тальян, дирижёр А. Тер-Оганесян, артист и режиссёр Т. Сарьян, а также артисты И. и Г. Данзасы, В. Шахсуварян, Н. Алиханян, Э. Амбарцумян и др. За короткое время театр осуществил ряд интересных постановок, в т. ч.: Леблебиджи хор-хор-ага» Т. Чухаджяна, «Восточный дантист» и «Ашуг Мурад» А. Айвазяна.
Нового подъёма достиг арм. муз. театр в послевоенные годы. Осенью 1945 в ознаменование 25-летия Советской Армении в Ереване состоялись премьеры опер «Аршак II» (Ст. пр. 1945), «Намус» и балета «Хандут». В 1947 в Сталинабаде был показан новый балет С. Баласаняна «Лейли и Меджнун» (Ст. пр. 194;)). В 1950 на сцене Театра оперы и балета им. Спендиарова были пост. оперы «В лучах солнца» А. Тер-Гевондяна, «Героиня» А. Степаняна (Ст. пр. 1951). Оба произв. - на сов. темы. В опере «В лучах солнца» рассказывается о негритянском мальчике, попавшем в Сов. Армению, о его дружбе с пионерами. В «Героине» сделана одна из первых в арм. опере попыток воплотить образы наших современников - колхозниц и колхозников, рассказать об их жизни, новом отношении к труду.
В эти же годы были написаны оперы на историч. темы: «Агаси» К. Закаряна (по роману Х. Абовяна «Раны Армении»), «Нунэ» А. Степаняна (посвящённая борьбе крестьян-тондракийцев в Армении 9 в. против феодалов); балет «Невольница» (из истории Армении 1 в.) В. Араратяна, и др. В 1954 был закончен балет «Спартак» А. Хачатуряна (1956, Ленингр. театр оперы и балета им. Кирова, Ленинская премия 1959). Это произв. характеризуется монументальностью форм, развитой музыкально-сценич. драматургией, сильными контрастами, кульминациями, рельефными пластичными образами, содержит грандиозные по масштабам хореографич. картины, массовые сцены, сольные номера, симфонич. эпизоды. В балете органично переплетены гражданственность и лирика, героика и трагедия.
В 1954 в Сталинабаде была пост. новая опера С. Баласаняна «Бахтиор и Ниссо» (по роману П. Лукницкого), посвящённая событиям, связанным со становлением Сов. власти в Таджикистане. В 1956 Театр оперы и балета им. Спендиарова показал балет Г. Егиазаряна «Севан». Тема балета - жизнь и труд колхозной молодёжи Армении. В тонкой, красочной музыке балета широко использованы арм. нар. мелодии. Одновременно театр продолжал работу над постановкой опер и балетов рус., зап.-европ. и сов. композиторов. Весной 1956 состоялась вторая декада арм. литературы и искусства в Москве, на которой были показаны оперы «Аршак II», «Ануш», «Давид бек», балет «Севан». Декада продемонстрировала новые творческие достижения арм. муз. театра.
В 1957-60 Театр оперы и балета им. Спендиарова пост. ряд новых произв. арм. композиторов, в т. ч. В. Тиграняна «Сос и Вардитер» (по П. Прошяну), Ю. Геворкяна «Костёр» (из жизни пионеров), балет Э. Хагагорцяна «Сона» (о борьбе за Советскую власть в Армении). Наиболее значит. из новых произв., поставленных театром, - сказочно-эпический балет «Мармар» Э. Оганесяна и опера А. Бабаева «Арцваберд», повествующая о классовой борьбе в арм. деревне в 30-е годы, о победе колхозного строя. Музыкально-сценич. действие оперы насыщено драматизмом, острыми столкновениями, сильными кульминациями, сочетает развитые народные сцены с индивидуальными портретами героев. Выразит, музыка оперы связана с интонациями крестьянской и революц. песни. Осенью 1960 пост. опера «Хачатур Абовян» Г. Арменяна, посвящённая основоположнику арм. классич. литературы.
В труппе театра работают (1960): вокалисты - нар. арт. СССР Г. Гаспарян и Т. Сазандарян, нар. арт. Арм. ССР - Н. Овапесян, А. Петросян, Д. Погосян, засл. арт. Арм. ССР - М. Еркат, В. Шорохов; солисты балета - С. Григорян, М. Мартиросян, Ф. Еланян, С. Миносян; реж. - А. Гулакян, В. Вартанян, В. Аджемян, Т. Мелкумян, дирижёры - С. Черекян, Р. Степанян, балетмейстеры - З. Мурадян, А. Гарибян, гл. художники - А. Мирзоян, К. Минасян; хормейстер К. Карапетян. Дальнейшее развитие в 40-50-х гг. получила также деятельность Армянского театра музыкальной комедии. Г. Т.
Лит. на рус. яз.: Гоян Г., 2000 лет армянского театра, т. 1-2, М., 1952 (т. 1. Театр древней Армении, т. 2. Театр средневековой Армении); Степанян Г., Петрос Адамян, Ер., 1956; Меликсетян С., Путь нашего театра, Ер., 1941; Ризаев С., Драматургия М. Горького на армянской сцене, Ер., 1956; Арутюнян Б., Армяно-русские театральные связи, Ер., 1956; его же, Русская драматургия на армянской сцене, Ер., 1957; Юзовский Ю., Образ и эпоха. На шекспировские темы, М., 1947; Арутюнян С., Вагарш Богданович Вагаршян, М., 1956; Саркисян С., Портрет артиста [Жизнь и творчество М. Манвеляна], Ер., 1956; Тигранов Г., Армянский музыкальный театр. т. 1, Ер., 1956.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АР..

АНИСИМОВА-ВУЛЬФ

АНЧАРОВ-ЭЛЬСТОН

АПОЛЛОНОВЫ ИГРЫ

АРАДЕЛИ-ИШХНЕЛИ

АРБАТСКИЙ ТЕАТР

АРКА ПОРТАЛЬНАЯ

(c) Театральная энциклопедия