на главную А..


АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ-энциклопедист. Для истории эстетич. учений и теории драмы особое значение имеет его небольшой трактат «Об искусстве поэзии» («Поэтика»). Это сочинение (дошло до нас не полностью и в плохой сохранности) является теоретич. обобщением художеств. практики греч. поэтов от Гомера до совр. А. драматургов. Основой художеств. творчества А. считал подражание, присущее людям и делающее их способными к приобретению знаний, т. о. признавая познавательное значение искусства. Объектом изображения в поэзии служат, по А., действия людей; при этом художник воспроизводит не действительно случившееся, а то, что могло бы случиться. Наибольшее внимание в сохранившихся главах «Поэтики» уделяется эпосу и трагедии. Трагедию А. характеризует как «подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, [подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов» (гл. 6) (см. Катарсис). Развивая эти положения, А. основой трагедии считал фабулу - состав происшествий, т. к. цель трагедии - изображение действия. Изображение характеров является, по А., производным от фабулы; благодаря участию различных персонажей в действии раскрываются их характеры. Действующее лицо будет обладать определённым характером, если в речи или действии обнаружит какое-либо направление воли. Речи действующих лиц, из которых не ясно, к чему данный персонаж стремится или чего избегает, не способствуют изображению характера. В такой постановке вопроса А. отражается ограниченность античной трагедии в изображении характера человека. Герои в трагедии выступают перед зрителем с уже сформировавшимися, заранее данными характерами, раскрытию которых и способствует действие трагедии (фабула). А. выдвигал требование единства действия (в сюжетном и композиционном отношении), определяющегося соразмерностью и строго продуманным порядком отд. частей произведения. Однако А. не устанавливал никаких количественных норм; наилучшей по объёму он считал такую трагедию, «которая расширена до полного выяснения [фабулы]». А. рассматривал в «Поэтике» различные возможности построения трагедии и используемые для этого приёмы (перипетия, узнавание), а также стилистич. средства, присущие поэтич. речи вообще. Большую ценность представляют сообщаемые им данные о происхождении и эволюции основных театр. жанров - трагедии и комедии. «Поэтика» А. оказала большое влияние на формирование европ. эстетич. мысли 16-18 вв. Под её воздействием были написаны «Поэтика» Ю. Скалигера (1561), «Рассуждение» П. Корнеля (1663) и «Поэтика» Н. Буало (1674), в значит, степени догматизировавшая отд. положения А. в духе франц. классицизма. Горячим поклонником «Поэтики», толковавшим её с позиций просветительства, был Г. Э. Лессинг («Гамбургская драматургия», 1767). В России эстетич. идеи А. пропагандировали В. К. Тредиаковский («Мнение о начале поэзии», 1752), С. П. Шевырёв («Теория поэзии в историческом развитии…», 1836). Специальную статью анализу «Поэтики» посвятил Н. Г. Чернышевский («О поэзии. Сочинение Аристотеля», 1854).
Соч.: Поэтика. Пер., введ. и прим. Н. И. Новосад» ского, Л., 1927; Об искусстве поэзии, пер. с древнегреч. В. Г Аппельрота, ред. и комментарии Ф. А. Петровского, М., 1957.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АР..

АЛЬТАВИЛЛА

АМАГЛОБЕЛИ

АМИРЕДЖИБИ

АНАСТАСЬЕВ

АНГАЖЕМЕНТ

АНДГУЛАДЗЕ

АНДРАШЕВИЧ

АНДРЕЯНОВА

АНДРОВСКАЯ

АНДРОНИКОВ

АНТИПОДИСТ

АНТИСТРОФА

АНТОШЕНКОВ

АНТРЕПРИЗА

АНФЕСТЕРИИ

АПОСТОЛОВА

АППЛИКАЦИЯ

АРАКИШВИЛИ

АРАКСМАНЯН

АРЛЕКИНАДА

АРНОЛЬДСОН

АРЬЕРСЦЕНА

АСПЕСТРАНН

АТТРАКЦИОН

АФИНОГЕНОВ

АХВЛЕДИАНИ

АХОСПИРЕЛИ

(c) Театральная энциклопедия