на главную А..


АРИСТОФАН (ок. 446-385 до н. э.) - древнегреческий драматург. Выдающийся представитель афинской комедии 5 в. до н. э. Творчество А. отличалось острой общественно-политич. направленностью. Написал ок. 40 комедий, из которых сохранилось 11. Деятельность А., начало которой относится к 427 до н. э., проходила в годы Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.) и последовавшего за ней ослабления Афин. Выражая интересы крестьянства, терпевшего в войне наибольшие бедствия, А. в ряде комедий («Ахарняне», 425 до н. э.; «Мир», 421 до н. э.; Лисистрата», 411 до н. э.) подвергал резкой критике зачинщиков войны, ввергающих в неё ради собственной наживы государства Греции. Одновременно А. затрагивал вопрос о судьбах афинской демократии. Наиболее значительна комедия «Всадники» (424 до н. э.), где в образе раба-кожевника, сумевшего мелкой лестью завоевать расположение поглупевшего Демоса - афинского народа, А. создал обобщённый тип хитрого и алчного демагога, использующего в низменных целях доверие народа. Лицемерных «вождей» из богатой рабовладельческой верхушки А. обличал в комедии «Осы» (422 до н. э.), направленной против сутяжничества. В своих комедиях А. подвергал критике также новые идейные и эстетич. течения, подрывавшие традиц. моральные устои афинской демократии. В комедии «Облака» (423 до н. э.) новую модную философию олицетворяет Сократ; в комедии «Женщины на празднике фесмофорий» (411 до н. э.) высмеивались основные принципы и художеств. приёмы драматургии Еврипида. Комедия «Лягушки» (405 до н. э.) явилась первым в истории европ. литературы произв., затрагивающим вопросы эстетич. критики. В этой комедии А. изобразил происходящий в подземном царстве спор о первенстве между Эсхилом и Еврипидом. Симпатии А. принадлежат Эсхилу как поэту эпохи укрепления афинского демократич. государства. Ориентация А. на минувшие времена расцвета «крестьянской демократии» свидетельствует о близости его воззрений к патриархальным представлениям аттич. земледельцев и определяет утопизм его идеалов, отчётливо выявленный в комедии «Богатством («Плутос», 388 до н. э.). В форме социальной утопии написаны комедии «Птицы» (414 до н. э.) и «Женщины в народном собрании» (392 до н. э.). Комедии А. построены на сочетании речевых эпизодов, бытовых, фарсовых сценок с песнями хора, который одновременно является и активным участником действия и исполнителем партий, не связанных с содержанием комедии, обращённых непосредственно к зрителю (т. н. парабаза). Комич. эффект часто достигается свободным переходом сюжета от действительности к фантастике или смешением реальных жизненных отношений. А. широко использует методы гиперболы, материализации отвлечённых понятий, комич. переосмысления словесного образа. Мотивы комедий А. использованы в ряде произведений литературы нового времени. Среди них: «Сутяги» Расина (1668), обработка «Птиц», осуществлённая И. В. Гёте для Веймарского театра (1780), пьеса Л. Фейхтвангера «Крестьянин и полководец» (1917, Потсдамский театр - 1955). Начиная с 18 в. большое внимание в литературе уделялось развитию традиций творчества А., понимаемых как образец служения искусства задачам обществ, борьбы. В оценках Филдинга, Гейне, Роллана, Гоголя, Белинского, Чернышевского комедии А. стали символом беспощадного сатирич. обличения. Из произв. А. чаще других ставились в различных странах комедии «Богатство»; «Лисистрата» (М. Рейнхардт - в Берлине, 1908, В. И. Немирович-Данченко - в Муз. студии МХАТ, 1923, С. Э. Радлов - в Петрограде, 1924).
Соч.: Комедии в двух томах, пер. с древнегреч. Общ. ред. пер. Ф. А. Петровского и В. Н. Ярхо, т. 1-2, М., 1954.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АР..

АМФИТЕАТР

АН СОН ХИ

АНГЕЛЕСКУ

АНДЖОЛИНИ

АНДРИАНОВ

АНДРИЕВИЧ

АНИСИМОВА

АНИСФЕЛЬД

АННЕНСКАЯ

АННЕНСКИЙ

АНТВЕРПЕН

АНТОНОВИЧ

АПОЛЛИНЕР

АПОЛЛОДОР

АПОЛЛОНИО

АПОСТОЛОВ

АРЗУМАНОВ

АРЗУМАНЯН

АРИСТОДЕМ

АРМСТРОНГ

АРСАЛАНОВ

АРТСЕНБУЧ

АРХЕНСОЛА

АРХЕНТИНА

АТТАКАТХА

АТТЕРБЕРГ

АФАНАСЬЕВ

АХЕДЖАКОВ

АХОЛАЙНЕН

АШВАГХОША

(c) Театральная энциклопедия