на главную А..


АРДИ (Hardy), Александр (ок. 1570 - ок. 1632) - французский драматург. С юных лет состоял на службе в труппе бродячих комедиантов, разъезжавшей по провинции, а с 1599 выступавшей в Париже, в помещении театра «Бургундский отель». Эта труппа в течение 30 лет ставила пьесы А. Литературную деятельность начал ок. 1592. Написал ок. 700 пьес (до нас дошла 41 пьеса), среди которых огромная пьеса в восьми «днях» - «Чистая и верная любовь Феагена и Хариклии» (1623) на сюзкет романа «Эфиопика» Гелиодора. В 1624-28 А. издал пять томов драматич. произведений, в которые вошли 11 трагедий, 12 трагикомедий, 5 пасторалей, 5 «мифологических» пьес. К 12 утерянным пьесам А. сохранились монтировочные записи Л. Маэло декоратора «Бургундского отеля». Две из этих пьес («Пандоста» и «Партения») ставились в течение двух дней. Наличие многодневных пьес А. показывает его зависимость от ср.-век. традиции. В то же время А. стремился уравнять размеры отд. актов, вёл борьбу с длинными монологами и пространными песнями хора, развёртывал действие трагедии (в т. ч. сцены убийств и казней) на глазах у зрителей. Трагедии А. были написаны на античные сюжеты, взятые из истории («Лукреция», «Кориолан», «Смерть Александра» и др.) или из мифологии («Дидона», «Смерть Ахилла» и др.). Лучшая из них - «Мариамна» (1610) - посвящена трагич. смерти Мариамны, жены Ирода Великого. Трагедии А. не пользовались успехом; публика предпочитала его трагикомедии, в которых А. разрабатывал романтич. истории, заимствованные у Лукиана, Х. Монтемайора, М. Сервантеса и др. Наиболее удачны - «Корнелия» (ок. 1613), «Фелисмена» (1615), «Сила крови» (1615), «Прекрасная цыганка» (1626), «Эльмира» (1627). Главное отличие трагикомедий А. от его трагедий - преобладание сложной, запутанной интриги над обрисовкой характеров; они всегда имеют благополучную развязку. В своих пасторалях - «Альцея» (1610), «Триумф любви» (1626) и др. А. опирался на итал. и исп. образцы, изображал всевозможные столкновения на почве любви и ревности. Пасторали А. лишены светской манерности, которая присуща др. произведениям этого жанра в 17 в. А. подготовил переход от книжной бездейственной трагедии франц. Возрождения к франц. классицистской трагедии 17 в. Трагедии и трагикомедии А. ставились до 30-х гг. 17 в. На рус. яз. не переведены.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АРДИ (наст. фам. - Нечаев), Николай Иванович [1834 - 10(22).IV.1890] - русский драматич. актёр и певец (тенор). Учился в Моск. театр. училище. Сценическую деятельность начал в 1855. В течение 16 лет играл в провинции (Харьков, Одесса, Казань и др.). Исполнял гл. обр. роли в опереттах и водевилях с пением. С 1871 до конца жизни - актёр Александрийского театра. Сначала играл роли в опереттах и водевилях: Парис, Пикило («Прекрасная Елена» и «Птички певчие» Оффенбаха), Борзиков («Лев Гурыч Синичкин» Ленского). Затем перешёл на характерные и бытовые роли в драматич. спектаклях. Большим успехом пользовался в пьесах А. Н. Островского: Разлюляев («Бедность не порок»), Бородкин («Не в свои сани не садись»), Робинзон («Бесприданница»), Счастливцев («Лес») и др. Комич. талант А. высоко ценил Островский, отмечавший, однако, что актёр испорчен провинцией, небрежен с авторским текстом. А. выступал также (вместе с куплетистом И. И. Монаховым) в концертах с исполнением рус. песен.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АР..

АТТА

АУТО

АШАР

АШУГ

(c) Театральная энциклопедия