на главную А..


АППИА (Appia), Адольф (1.IX.1862 - 29.II.1928) - музыкант, художник и теоретик театра. Род. в Женеве (Швейцария). Творч. взгляды А. формировались в 90-х гг. в кругах, близких вагнеровскому театру в Байрёйте и пропагандировавших идеи музыкальной драмы. Наблюдая ремесленническую, рутинную постановку произв. оперного искусства на сцене, А. выступил с книгой «Сценическое воплощение вагнеровской драмы» (1895), а затем с работой более общего характера - «Музыка и её сценическое воплощение» (1899). А. требовал, чтобы оформление спектакля было подчинено интересам актёра, которого должны окружать не иллюзорные живописные холсты, а подлинно трёхмерное пространство, с планшетом сцены, разбитым на планы различной высоты, по которым мог бы двигаться актёр. Мощным выразит. средством А. считал свет, но не рамповый и софитный, уничтожающий тени, а концентрированный, создающий тени и выявляющий объём. Подчиняя сценич. оформление спектакля раскрытию душевного состояния персонажа, А. требовал отказа от бытовой и историч. детализации, призывал к предельной обобщённости, абстрактности и условности декорации, считал, что цветовой или световой штрих способен в большей мере раскрыть эмоциональное содержание образа, чем бытовые детали. Ок. 1910 А. стал работать совм. с Э. Жаком-Далькрозом в руководимом последним Институте ритмической гимнастики (Хеллерау), где участвовал в создании пластич. композиций. С этих пор понятие ритма занимало всё большее место в его теоретич. трудах и проектах оформления спектаклей. Замыслы сценич. (пространственного и светового) воплощения муз. драм Вагнера, а позднее и др. муз. и драм. произведений (пьесы Ибсена, «Фауст» Гёте) А. фиксировал в эскизах. В 1903 в Париже по его замыслу была осуществлена пост. отрывков из симфонич. музыки Шумана к поэме «Манфред» Байрона и из оперы «Кармен». В 1912 в Хеллерау совм. с Жаком-Далькрозом А. пост. пластич. композицию на муз. оперы «Орфей и Эвридика» Глюка. В 1923 в миланском театре «Ла Скала» по его проектам и эскизам была пост. опера «Тристан и Изольда» Вагнера. На теоретич. взгляды А. оказали влияние символистские тенденции, характерные для бурж. искусства его времени. Но искания А. во многом определили новаторские устремления передовых режиссёров и театр. художников нач. 20 в. (М. Рейнхардт. Ж. Копо, Ж. Питоев, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров и др.).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АП..

АЛИАЙ

АЛИЕВ

АЛКЕУ

АЛЛЕН

АЛЛИН

АМАТО

АНАНД

АНГЕР

АНДРЕ

АНОНС

АНТЕШ

АНТОН

АНТРЕ

АНТТИ

АНТЬЕ

АНЧИЦ

АНШЮЦ

АОЯМА

АПАРТ

АРАЙЯ

АРБАН

АРДЕР

АРДОВ

АРЕНА

АРИОН

АРКАС

АРМИН

АРТЁМ

АРЧЕР

АСАКИ

АСЕЕВ

АСКИЯ

АСЛАН

АСМИК

АСНЫК

АСРЯН

АСТОН

АСУРА

АТВУД

(c) Театральная энциклопедия