на главную А..


АНУЙ, Ануйль (Anouilh), Жан (р. 23.VI.1910, Бордо) французский драматург. Литературную деятельность начал пьесой «Горностай» (1932, театр «Творчество»), в которой заметно влияние творчества Ф. М. Достоевского. В пьесах «Бал воров» (1932, Театр искусств - 1938), «Дикарка» (1934, театр «Матюрен» - 1938), «Путешественник без багажа» (1937, там же), «Ужин в Санлисе» (1937, театр «Ателье» - 1941) и др. А. в остро сатирич. или насмешливо-комедийной форме изображает противоречия бурж. общества, конфликт междх богатыми и неимущими. В творчестве А. обнаруживается кризис мировоззрения современной франц. бурж. интеллигенции. В комедиях, которые он именует «розовыми пьесами», звучат трагич. ноты разочарования в жизни; его драмы и трагедии - «чёрные пьесы» - проникнуты горькой мыслью о недостижимости счастья и свободы для человека. А. создал оригинальные вариации на темы античных трагедий - «Эвридика» (1939; 1941 - театр «Ателье»), «Медея» (1946, театр «Ателье» - 1953). Среди пьес этого цикла наиболее значительна трагедия «Антигона» (1943, театр «Ателье»), гл. мысль которой - лучше погибнуть, чем покориться, - прозвучала в оккупированном гитлеровцами Париже как призыв к сопротивлению против фашистского «нового порядка». Несмотря на то, что А. настойчиво декларирует свою «аполитичность», в его драмах находят отражение актуальные проблемы современности. Но творчество и мировоззрение А. крайне противоречивы. Так, в трагедии «Жаворонок» (1953, театр «Монпарнас»), посвящённой Жанне д'Арк, А. прославляет подвиг, совершаемый во имя народа. Однако в пьесе «Бедняга Битое» (1956, театр «Монпарнас»), пародируя образ Робеспьера, А. стремится доказать, что любое насилие, в т. ч. и революционное, является злом. В комедии «Сумасброд, или Влюбленный реакционер» (1959, театр Елисейских полей) А. сатирически осмеивает стремление заменить демократию единоличной диктатурой. Среди пьес А. на историч. сюжеты примечательны - «Маленькая госпожа Мольер» (1959, «Одеон»), «Беккет, или Честь божья» (1959, театр «Монпарнас»). Пьесы А. - одного из наиболее популярных на Западе драматургов входят в репертуар многих театров Франции, Англии, США, Италии, Польши и др. стран.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АН..

АРРО

АРТО

АСПА

АТТА

АУТО

АШАР

АШУГ

(c) Театральная энциклопедия