на главную А..


АНТУАНА ТЕАТР (Theatre Antoine) - французский театр. Основан выдающимся режиссёром, актёром и театр. деятелем А. Антуаном в Париже. Открылся 29 сент. 1897 в помещении «Меню-Плезир» спектаклем, состоявшим из пьес «Бланшетта» Бриё и «Бубурош» Куртелина. Труппа театра состояла преимущественно из актёров распавшегося в 1896 Свободного театра. В неё входили ф. Жемье, А. Аркильер, Жанвье, Л. Кола, Анрио, А. Дефонтен и др. Антуан ставил перед собой те же задачи, которые были выдвинуты им при создании Свободного театра; основанный им театр утверждал идеи Э. Золя, натуралистич. школы, пропагандировал произв. молодых франц. писателей и новую зарубежную драматургию, почти не проникавшую на франц. сцену, боролся против ремесленных и «кассовых» пьес. В отличие от Свободного театра, спектакли которого посещались узким кругом парижской интеллигенции по абонементу, А. т. давал открытые платные спектакли, рассчитанные на широкие слои зрителей. В театре были введены умеренные цены на билеты, составлен обширный, часто обновляемый репертуар, резко отличавшийся от репертуара др. театров Парижа, ставивших пустые, бессодержательные пьесы модных авторов. В репертуар А. т. входили пьесы франц. драматургов А. Бека, Э. Бриё, Э. Фабра, П. Лоти, Л. Беньера, О. Мирбо, Ж. Куртелина, М. Донне, Л. Декава и др., инсценировки произв. Г. Мопассана, О. Бальзака, Э. Золя; переводные пьесы - Л. Толстого, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Г.Хейерманса, Б. Бьёрнсона, Г. Зудермана, А. Стриндберга, А. Шницлера и др. В 1904 в театре был поставлен «Король Лир» Шекспира, который до этого времени почти не был известен франц. зрителям. Значительным этапом в истории театра явились постановки пьес Ж. Ренара - «Рыжик» (1900), «Господин Берне» (1903) и др. Вместе с тем Антуан недостаточно последовательно проводил намеченную им вначале репертуарную линию; в А. т. ставились реакционные пьесы Ф. де Кюреля и модные боевики. В 1906 Антуан ушёл из театра, заняв пост директора «Одеона». Во главе А. т. стал Ф. Жемъе, который руководил им до 1921. За этот период Жемье пополнил репертуар театра постановкой произв. Шекспира - «Гамлет» (1913), «Венецианский купец» (1916), «Антоний и Клеопатра» (1917), «Укрощение строптивой» (1918). После ухода Жемье А. т. утратил значение передового художественного коллектива, сплачивавшего молодые писательские силы, прогрессивную интеллигенцию, и превратился в рядовой театр Парижа.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АН..

АБДУЛЛА САБИР

АЛЕКСАНДРЕСКУ

АЛЕССАНДРЕСКУ

АРАГВИСПИРЕЛИ

АРГУН-КАНАШОК

АРДИ-СВЕТЛОВА

АРХАНГЕЛЬСКИЙ

(c) Театральная энциклопедия