на главную А..


АНТУАН (Antoine), Андре (31.I.1858, Лимож, - 9.X.1943, Полигон) французский режиссёр, актёр, теоретик театра. Родился в семье мелкого служащего. С юных лет увлекался театр. искусством, и, чтобы иметь возможность посещать спектакли, работал в театре «Комеди Франсез» клакером, затем - статистом. А. удалось устроиться в частную театр. школу «Жимназ де ла Пароль», где он дебютировал как актёр в роли Давида Зихеля («Друг Фриц» Эркмана-Шатриана). А. пытался поступить в класс декламации Парижской консерватории, но потерпел неудачу на экзамене. Работая (с 1883) клерком в Газовом обществе в Париже, сблизился с одним из любительских театр. кружков - т. н. Гальским кружком. Вскоре А. становится во главе этого кружка, завязывает знакомство с писателями, группирующимися вокруг Э. Золя (А. Доде, А. Век, Э. Гонкур и др.), и делается горячим поклонником и пропагандистом эстетич. принципов школы натурализма Золя. В 1887 на основе Гальского кружка А. организовал в Париже Свободный театр. в котором работал до 1894. В 1897 он создал Театр Антуана (см. Антуана театр) и руководил им до 1906; в 1906-14 А. был директором театра «Одеон», в эти годы он перестал выступать на сцене и целиком отдался режиссуре. Во время 1-й мировой войны А. читал лекции о театре в различных странах Европы и в США. После 1914 отошёл от практич. деятельности в театре, работал в области театр. критики и в кино. Создавая Свободный театр, А. решительно выступил против мелодрамы, мещанской драматургии, «ловко ркроенных пьес» В. Сарду и др. Разделяя позиции Э. Золя, А. считал, что театр должен правдиво показывать жизнь, ставил пьесы Э. Бриё, Ж. Ансе, Ж. Куртелина, Ж. де Порто-Риша и др., в которых вместо трафаретных персонажей «любовников», «героев», «неврастеников», заполнявших сцены академич. театров, действовали живые люди - простые крестьяне, мелкие буржуа, рабочие. Заслугой А. являлась также пропаганда передовой иностр. драматургии, доступ которой на франц. сцену был крайне затруднён. А. впервые во Франции поставил «Власть тьмы» (1888); «Привидения» (1890) и «Дикую утку» (1891) Ибсена, «Нахлебника» Тургенева (1890), «Ткачей» Гауптмана (1893) и др. В то же время он провозгласил принцип «либерального эклектизма», допускавший беспрепятственное введение в репертуар театров произведений писателей всех направлений. Поэтому наряду с реалистическими, социально-значительными пьесами А. ставил пьесы натуралистические и иногда мистико-символистские. В области актёрского и режиссёрского искусства А. исходил из положения, что «новый театр требует и новых исполнителей»; учил актёров тщательно разрабатывать внешний рисунок роли, раскрывать психологию действующего лица, добивался естественности, простоты исполнения, выступал против холодной, условно-декламац. манеры игры актёров «Комеди Франсез», боролся с «премьерством», ремесленничеством, ратовал за постоянный состав труппы, за спаянный актёрский ансамбль. Наиболее полно эстетич. принципы А. были воплощены в его собственном актёрском творчестве. А. был замечательным характерным актёром. Среди его лучших ролей: Аким («Власть тьмы»), Освальд («Привидения»), Кузовкин («Нахлебник»). В своих постановках А. ломал академические театр. каноны, строил смелые для своего времени, естественные мизансцены (напр., актёр мог говорить, стоя спиной к зрительному залу, и т. п.), вводил в спектакль шумовые эффекты (ветер, дождь и т. д.), новые принципы освещения сценич. пространства (уничтожение света рампы, применение верхнего света, оправданного обстановкой действия). Однако в некоторых спектаклях А. проявились натуралистич. тенденции (напр., использование настоящих мясных туш в спектакле «Мясники» Икра, 1888). В постановках массовых сцен А. отказался от использования невыразительной толпы статистов, создавал мизансцены, в которых каждый из участников был наделён индивидуальным характером, имел определённую сценич. задачу. Благодаря этому массовые сцены становились жизненными и художественно-правдивыми. Деятельность А. способствовала поднятию сценич. культуры, улучшению оформления спектаклей. Он требовал изготовления спец. декораций и костюмов к каждой постановке. Выступал против «дежурных» павильонов, в которых шли. классич. и совр. пьесы, призывал смело применять разнообразные постановочные средства, помогающие создавать подлинную, жизненно-достоверную атмосферу на сцене. Для того чтобы открыть доступ в театр широкому зрителю, А. считал необходимым значительно удешевить цены на билеты, стремился к тому, чтобы в здании общедоступного театра не было неудобных мест. А. понимал театр как средство пропаганды и истолкования литературы. Актёрское творчество он подчинял замыслу автора-драматурга и режиссёра, лишая актёра права мыслить самостоятельно. Впоследствии это привело А. фактически к отрицанию самостоятельности актёрского творчества. Литературное наследие А. обширно и представляет собой большую теоретич. ценность, его «Дневники…» являются одним из ценных документов по истории франц. театра, театр. жизни конца 19 - нач. 20 вв. А работал в кино, широко используя натурные съёмки. Поставил фильмы: «Братья-корсиканцы» по Дюма-отцу (1917), «Труженики моря» по Гюго (1917), «Арлезианка» по Доде (1922). В 1897 А. с группой артистов Свободного театра гастролировал в странах Европы, в т. ч. в России (Петербург, Москва, Киев, Одесса). Творчество А. оказало большое влияние на франц. и мировой театр. А. развивал реалистич. тенденции в театр. искусстве, боролся с рутиной и штампами, господствовавшими на сцене в конце 19 в., утвердил режиссёрское искусство как самостоятельную область сценич. творчества.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АН..

АЛОНСО

АЛПЕРС

АЛУНАН

АЛЬБЕР

АЛЬВИН

АМАНАТ

АМАНОВ

АМЕНТА

АМИРОВ

АМИЧИС

АМПЛУА

АМТМАН

АН-ПВЕ

АНАНКО

АНДРЫЧ

АНДХРА

АНИКСТ

АНКАРА

АНТОДА

АНШЛАГ

АРАМЯН

АРАПОВ

АРВЕЛО

АРЕНДС

АРИОЗО

АРСКИЙ

АРТИСТ

АСБАХЕ

АСКОНЕ

АСТЛЕЙ

АСТХИК

АСУЭЛА

АТАНАС

АУРЕЛИ

АУСТЕР

АУЭЗОВ

АФОНИН

АХУМЯН

АШ-МАТ

(c) Театральная энциклопедия