на главную А..


АНТРЕПРЕНЁР (франц. entrepreneur - предприниматель) - владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия: театра, цирка и пр. За рубежом А. именуется: менеджером (в Англии), импрессарио (в Италии), продюсером (в Америке). А. существуют с момента возникновения профессиональных трупп. Известен, напр., контракт, заключённый А. французом Л'Эпероньером с актрисой М. Фере еще в 1545. Наряду с А., для которых театр был только источником дохода (напр., Ф. Хенсло - крупнейший театр. предприниматель Лондона времён Шекспира, владелец театров «Роза», «Фортуна», «Надежда»), всегда были и А., творчески связанные с театром. В конце 16 - нач. 17 вв. это были - Дж. Бёрбедж и его сын, знаменитый англ. актёр Р. Бёрбедж (возглавляли лондонские театры - «Театр», «Блэкфрайерс», «Глобус»), во 2-й пол. 17 в. - великий франц. драматург, режиссёр и актёр Мольер, в 18 в. - выдающийся англ. актёр Д. Гаррик, возглавлявший совм. с антрепренёром Лейси театр «Друри-Лейн» в Лондоне, нем. актёры в режиссёры К. Нейбер, И. Ф. Шёнеман, К. Аккерман; в 19 и 20 вв. - Ч. Кин, Г. Ирвинг, Ф. Бенсон, супруги Банкрофт и С. Фелпс в Англии; Э. Росси, Т. Сальвини, Э. Дузе, Э. Де Филиппе - в Италии; М. Рейнхардт, Э. Пискатор - в Германии; А. Антуан, Ф. Жемье, Ж. Л Барро, Питоевы - во Франции; Д. Беласко - в США и т. д.
В 19 и 20 вв. широкое развитие получает также деятельность А., творчески не связанных с театром и являющихся лишь владельцами или арендаторами театр. зданий, организаторами гастрольных турне трупп и отдельных актёров-гастролёров (в США - бр. Фроман, глава крупнейшей театр. фирмы «Шуберт»; во Франции - М. Карсенти, Ломброзо, Жанвье и др.). В наст. время в зарубежных странах антрепризы всё более вытесняются различными компаниями, трестами и т. д.
В России появление профессиональных А. относится к 18 в. и связано с зарубежными предпринимателями: Я. Кунст, О. Фюрст - в Москве (10-е гг.), Манн (20-е гг.) - в Петербурге. В последующие периоды оперные, балетные, драм. труппы возглавляли: Фузань (30-е гг.), Сериньи (40-е гг.) - в Петербурге; Локателли (50-60-е гг.) - в Москве. В 1779-83 в Петербурге антрепренёр К. Книпер соорудил т. н. Деревянный театр на Царицыном лугу, в котором играла драм. труппа под рук. И. А. Дмитревского. В 1782 здесь впервые был пост. «Недоросль». В Москве после Локателли в 1765-69 антрепризу держал рус. офицер Титов, с 1772 - итальянец Гроти; в 1776 начал своё существование театр Медокса.
В Москве и Петербурге, в силу монополии императорских театров (установлена официально в 1854, но фактически проявлялась значительно раньше), деятельность А. проходила гл. обр. в загородных дачных театрах, клубах; А. выступали также организаторами цирковых зрелищ и эстрадных представлений. Но в провинции, свободной от монополии казённых театров, появилось огромное число театр. предпринимателей. Среди А. были и помещики, превратившие свои крепостные театры в коммерч. предприятия (граф Каменский в Орле, Есипов в Казани, кн. Шаховской в Нижнем Новгороде и др.). С 70-х гг. возникают попытки организации актёрских товариществ без А.
К 1-й пол. 19 в. относится деятельность А., сыгравших заметную роль в истории рус. провинциального театра: И. Ф. Штейна, О. И. Калиновского, К. Зелинского и в особенности Л. Ю. Млотковского. Во 2-й пол. 19 в. появляется несколько выдающихся А., сочетавших организационную и творч. работу, способствовавших развитию рус. провинциального театра. Среди них: А. А. Рассказов, П. М. Медведев, Н. Н. Соловцов, Н. Н. Синельников, Н. И. Собольщиков-Самарин, П. П. Гайдебуров (и Н. Ф. Скарская). В числе видных А. 2-й пол. 19 в. также И. Я. Сетов, Дюковы, П. П. Струйский, З. А. Малиновская, актёр и режиссёр Н. К. Милославский, А. С. Суворин. Среди виднейших московских А. - А. А. Бренко, К. Н. Незлобии, С. И. Зимин, С. П. Дягилев, Ф. А. Корт.
Значительную роль в истории театр. культуры сыграли А.-меценаты (напр., в России С. И. Мамонтов - инициатор и организатор Моск. частной русской оперы; в Англии Э. Флауэр - инициатор и организатор Мемориального шекспировского театра, и др.). Среди выдающихся цирковых А. - англичанин Ф. Астлей, многочисл. представители потомственных цирковых «династий»: Франкони - во Франции, Ренца - в Германии, Чинизелли - в Италии, бр. Никитины - в России. В Сов. Союзе частные антрепризы прекратили существование после издания декрета о национализации театров (1919).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АН..

АХЬДЗЫРТВЬЮ

АШКАЗАРСКИЙ

(c) Театральная энциклопедия