на главную А..


АНСАМБЛЬ (франц. ensemble, букв. - единство, созвучие, согласованность) - 1) В театральном искусстве - стройность и согласованность игры актёров. А. служит раскрытию замысла сценич. произведения, осуществлению стилевого единства спектакля. В А. проявляется особая природа театр. действия как искусства синтетического и коллективного. Наличие в спектакле А. определяется умением каждого актёра сочетать свой замысел и сценич. задачи с задачами др. актёров, добиться гармоничности, согласованности исполнения, поддерживать на сцене общий тон, ритм и настроение. А. возникает в результате длительной работы актёров в одном коллективе или принадлежности их к одной художеств. школе. Напр., исключительным по А. («концертным») исполнением мн. спектаклей славился франц. театр «Комеди Франсез», в России - моск. Малый театр, позднее - МХТ. Понятие А. претерпело значит, изменения в процессе историч. развития театра. В 16 в. в игал. комедии делъ арте принцип свободной импровизации актёров поддерживался органич. взаимосвязью партнеров, породившей принцип творчески согласованной игры. В период господства классицизма (17 в.), с его строгой регламентацией поведения актёра на сцене, А. был призван подчеркнуть главенствующее положение героев, чётко ограничить сферу действия второстепенных лиц и создать единый общий фон в массовых сценах. Требование внутренней психологич. связи между исполнителями выдвигал в своих теоретич. работах Д. Дидро. Борьбу с актёрским индивидуализмом вёл в 18 в. англ. актёр и реж. Д. Гаррик, также добивавшийся постоянной связи актёра со своими партнёрами. В немецком театре 18 - нач. 19 вв. принцип А. утверждал К. Экгоф. Единомышленник Лессинга, руководитель Гамбургского национального театра Ф. Л. Шредер требовал соответствия трактовки каждой роли общему смыслу драматич. произведения. Проблему А. разрабатывали А. В. Иффланд (Германия) и Г. Лаубе (Австрия). Значит, развитие принцип А. получил в режиссёрской деятельности И. В. Гёте, стремившегося не только к согласованной игре актёров, но и к гармоничному сочетанию всех изобразительно-живописных средств театра. Становление реализма и возросшее в связи с этим значение режиссёра (см. Искусство режиссёра) как интерпретатора и организатора спектакля углубили и расширили возможности А. Стали различать внешний А. - слияние воедино всех компонентов спектакля (декорации, цвет, свет, звук, рисунок мизансцен, ритм и др.), и внутренний А. - общий идейный замысел, определяющий трактовку характеров, взаимодействие игры всех актёров. Уже в конце 19 в. требование А. стало необходимым условием сценич. реализма и легло в основу работы режиссёра со всеми участниками спектакля, вплоть до исполнителей массовых сцен. Большое внимание уделялось А. в практике нем. Мейнинвенского театра. Руководитель театра - реж. Л. Кронек - стремился найти особый постановочный стиль для каждой пьесы, добивался слаженности всех элементов спектакля, заботился об А. в массовых сценах, поручая эпизодич. роли известным акторам. Естественности и согласованности игры, внутреннего А. требовали представители натуралистич. направления в театре - франц. режиссёр А. Антуан и нем. режиссёр О. Брам. В России проблему А. как основы формирования труппы актёров-единомышленников выдвигал еще Ф. Г. Волков. Большое внимание уделял ансамблю М. С. Щепкин, заботившийся о «внутренней гармонии» и согласованной игре исполнителей. В. Г. Белинский теоретически обосновывал необходимость А., идейной и художественной общности актёров. А. Н. Островский мечтал о высокой культуре А. актёров реалистич., подлинно нар. театра (статьи и записки). К созданию А. стремились мн. крупные актёры - Г. Н. Федотова, В. Н. Давыдов, А. И. Южин и др. А. П. Ленский в Новом театре, осуществляя реформу сценич. искусства, требовал усиления репетиционной работы, добивался стройного А. исполнителей. Решающее значение приобрёл А. в творч. жизни МХТ. Являясь существ, особенностью школы МХТ, А. достиг в творческой практике театра наибольшей полноты и совершенства. Руководители театра К. С .Станиславский и В. И. Немирович-Данченко создавали сложную партитуру спектакля, объединявшую в целостный А. все его разнообразные компоненты. В спектаклях МХТ впервые были гармонично слиты воедино элементы внешнего и внутреннего А., помогавшего раскрыть тончайшие особенности стиля автора, передать эмоциональную и социально-бытовую атмосферу, воссоздать эпоху. Идейное и психологич. содержание каждой роли неразрывно связано в спектаклях МХТ с общим замыслом постановки. В сов. театре, где каждый театр. коллектив объединяет актёров, режиссёров, художников, воспитанных согласно принципам и традициям данного театра (МХАТ, Малый театр, Театр им. Вахтангова и др.), выражающих своеобразие нац. искусства (театры Грузии, Армении, Украины, Узбекистана, Латвии, Эстонии и др. республик), принцип А. становится основой творческой практики. Система Станиславского, принятая в большинстве театр. коллективов (см. Станиславского система) включает понятия общения, взаимодействия и внутр. связи актёров в круг осн. вопросов сценич. мастерства. Замочат, по своему А. спектакли были созданы К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко, режиссёрами Е. Б. Вахтанговым, К. А. Марджанишвили (Марджановым), В. М. Аджемяном, Л. С. Вивьеном, Ю. А. Завадским, М. Н. Кедровым, М. М. Крушельницким. А. Д. Поповым, Р. Н. Симоновым, Э. Я. Смилгисом и мн. др. А. Ц. 2) В музыке - а) совместное исполнение муз. произв. несколькими участниками; б) муз. произведение для небольшого состава исполнителей инструменталистов или вокалистов; принадлежит к области камерной музыки (инструментальной или вокальной). А, входят в состав опер, ораторий, кантат. Оперные А. играют важную роль в драматургич. развитии действия. В зависимости от количества исполнителей различают следующие ансамбли: дуэт (2 участника), трио, или терцет (3), квартет (4), квинтет (5), секстет (6), септет (7), октет (8), нонет (9), децимет (10) и т. д.; в) хоровые или оркестровые коллективы уменьшенного состава или объединённые группы хора, оркестра и балета (см. Ансамбли песни и пляски).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АН..

АЛЬТХАУЗ

АЛЬФОНСО

АЛЬФЬЕРИ

АЛЬШВАНГ

АМАРИЛИС

АМЕРИКЯН

АМУНДСЕН

АМУТБАЕВ

АН ГИ ОК

АН ЕН ИР

АНДЕРСЕН

АНДЕРСОН

АНДРЕАДИ

АНДРЕЕВА

АНДРЕИНИ

АНДРЕСЕН

АНДРОСОВ

АННЕНКОВ

АННУНЦИО

АНСЕЛЬМИ

АНТАРОВА

АНТОНОВА

АНТРОПОВ

АНУФРИЕВ

АППАКОВА

АПХАИДЗЕ

АРЕНДЕЙЛ

АРЕНСКИЙ

АРКАДЬЕВ

АРЛЬБЕРГ

АРНАУДОВ

АРСЛАНОВ

АРУТЮНЯН

АСВАГОША

АСЕНКОВА

АСКУРАВА

АССУИРОВ

АСТАНГОВ

АТАНАСИУ

(c) Театральная энциклопедия