на главную А..


АНГЛИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Наиболее древняя форма А. д., связанная с языческими нар. играми,- диалоги между двумя запевалами (или жен. с ким и мужским полухориями) в нар. балладах (записи относятся к более поздним временам). Лит. форму А. д. приобрела после христианизации (7 в.) и возникновения церковной литургич. драмы. Расцвет ср. век. драмы наступил в 14-15 вв., после того как драматич. представления были изгнаны из церкви и устройство их перешло в руки городских цехов. В средние века получили развитие осн. жанры мистериальной драмы на сюжеты из Библии и житий святых. В отличие от Франции, где произошло обособление жанров мистерии и миракля в Англии между этими двумя разновидностями различия не было и все пьесы на религ. сюжеты обозначались обоими терминами. Англ. мистерии создавались циклами, объединявшими небольшие пьесы на отд. сюжеты из Библии. Сохранилось 4 цикла средневековых городских мистерий: Йоркский - 48 пьес, Честерский - 25, Таунлийский - 32 и Ковентрийский - 42 (Таунлийский цикл назван по фамилии владельцев сохранившейся руко писи, остальные три - по названию городов, в которых они возникли). Религиозно-нравоучит. тематика сочеталась в отд. пьесах с реалистич. бытовыми и социально-сатирич. мотивами. Особенно выразительны бытовые элементы в пьесах Честерского цикла («Ноев ковчег», «Жертвоприношение Исаака») и во «Второй пастушеской пьесе» Таунлийского цикла.
В 15 в. возникают новые жанры городской драмы: моралите и интерлюдии. Моралите, освобождаясь от легендарных библейских сюжетов, сохраняет и углубляет нравоучит. тематику городской драмы, изображая конфликты, в которых действуют абстрактные персонажи, воплощающие Добродетель, Порок и т. п. Наиболее значит, образец англ. моралите - пьеса «Каждый человек». Интерлюдии представляли собой англ. форму средневекового фарса. Персонажами их были крестьяне и горожане, представленные в повседневной обстановке. Сюжеты пьес носили характер бытового анекдота. Комизм интерлюдий сочетался нередко с социальной сатирой на дворянство и на духовенство. Эти жанры ср.-век. драмы, особенно интерлюдии, свидетельствовали об освобождении от церковной тематики, в них преобладали светские мотивы. Однако освобождение от влияния религии и богословия наступило в А. д. лишь в эпоху Возрождения. С конца 15 в. и особенно в нач. 16 в. Дж. Растелл, Дж. Хейвуд и др. англ. гуманисты используют жанры моралите и интерлюдий для пропаганды гуманистич. идеологии, сатирич. изображения отживающих феод. порядков. Антикатолической направленностью проникнута пьеса «Король Джон» (ок. 1540) Дж. Бейла сочетавшая приёмы моралите с сюжетом из истории Англии и положившая основу развития историч. жанра в А. д. эпохи Возрождения.
Переломным моментом в развитии англ. драмы как художеств. формы явилось обращение (под влиянием итал. гуманистов) к античным образцам и возникновение т. н. правильной драмы, следующей классич. правилам. С сер. 16 в. появляются первые «правильные» комедии - «Ральф Ройстер Дойстер» (ок. 1551) Н. Юдалла и «Иголка кумушки Гертон» (1556) неизв. автора. Обе комедии, особенно первая, написаны по образцу произв. Плавта, но со значит, элементами англ. нар. фарса. Затем появляется первая «правильная» трагедия - «Горбодук» (1561) Т. Нортона и Т. Сэквилла. Подражая трагедиям Сенеки, авторы создали драму на сюжет из истории древней Британии, придав ему злободневное политич. звучание, пьеса утверждала идею централизованной абсолютистской монархии. С этого времени происходит вытеснение ср.-век. драматич. жанров в А. д. и утверждение жанров трагедии и комедии. Однако с самого начала в А. д. допускалось смешение «ужасного» и смешного, что отражено в названии пьесы Т. Престона «Прежалостная трагедия, содержащая много приятного веселия, о жизни Камбиза, царя персидского» (1569). Несмотря на то, что поэт Ф. Сидней и др. в своих теоретич. трудах пытались направить А. д. на путь строгого соблюдения правил трёх единств, драматурги, следуя вкусам нар. зрителя, создавали произведения, в которых не соблюдались эти правила. Черпая сюжеты из истории, поэзии и новеллистики, они писали пьесы с несколькими параллельными сюжетными линиями, вставными клоунадами и т. п. Большое значение для развития гуманистич. А. д. имело использование идей и форм итал. драмы эпохи Возрождения. Роль посредника между А. д. и итал. гуманизмом выполнил Дж. Гаскойн в комедии «Подменённые» (1566) на сюжет Ариосто и трагедии «Иокаста» (1566), переделанной из одноим. драмы Л. Дольче.
Высшего расцвета А. д. эпохи Возрождения достигает после 1588, в период укрепления позиций буржуазии и нового дворянства, в обстановке нац. подъёма, вызванного борьбой против Испании. В это время в Лондоне появляется плеяда драматургов, создающих яркие образцы поэтич. драмы, гуманистич. по своей направленности, намечается дифференциация гуманистической драмы. Одно из направлений, типичным представителем которого был Дж. Лили («Эндимион», 1588, и др.), ориентировалось на придворную публику, другое - на зрителей нар. театров. В русле этого направления были созданы наиболее яркие образцы драматургич. творчества. Развитие А. д. эпохи Возрождения прошло несколько этапов. От нападения англичан на исп. порты (1587) до конца 90-х гг. 16 в. А. д. характеризовалась оптимистич. устремлённостью, была проникнута верой в осуществление гуманистич. идеалов. Отсюда - смелые духовные порывы в произв. К. Марло («Тамерлан», 1587, «Фауст», 1589, и др.), романтич. мотивы и юмор у Р. Грина («Монах Бэкон и монах Бэнги», «Векфильдский полевой сторож») и Дж. Пила («Нянюшкины сказки», ок. 1590), мелодраматичность у Т. Кида («Испанская трагедия». ок. 1585), сатира у Т. Нэша («Собачий остров», 1597, текст не сохранился). Влияние этой плеяды сказывается на начальном этапе творчества великого англ. драматурга Шекспира («Генрих VI», 1590-92, «Ричард III», 1593, «Два веронца», 1594, и др.).
В этот период утверждаются жанры «кровавой тра гедии», драматич. хроники, романтич. комедии. Осн. формой литературного языка А. д. становится белый стих, введённый впервые Марло и Кидом и вытеснивший рифмованный стих, господствовавший в драме средних веков. Произв. этого периода проникнуты идеями гуманизма, утверждают права человека на пользование всеми благами жизни (Марло), отрицают феод.-сословные ограничения, подчёркивают героизм и достоинство людей из народа (Грин). В них находят отражение политич. идеи - поддержка абсолютизма как силы, сдерживающей феодалов, утверждение патриотизма и принципа мира, порядка в государстве. Центральной этич. проблемой пьес становится вопрос о пределах прав личности. Если Марло занял крайне индивидуалистич. позиции, то Грин и Шекспир (в ранний период творчества) выступали за гармонич. сочетание интересов личности и общества, что получило развитие в 1590-х гг. и было ярко воплощено в драматургии Шекспира. Оптимизм и вера в социальную гармонию доминировали в гуманистич. драме с конца 15 в. до последних десятилетий 16 в.
Рост социальных противоречий, углубление конфликтов между абсолютной монархией,с одной стороны, буржуазией и народом - с другой, растущая власть золота, товарно-денежных отношений получили отражение в драматургии первого десятилетия 17 в., которое явилось высшим пунктом в развитии А. д. эпохи Возрождения. Если последнее десятилетие 16 в. характеризовалось преобладанием романтики, то начало 17 в. стало временем расцвета реализма. К этому 2-му этапу относятся трагедии Шекспира («Гамлет», 1601, «Отелло», 1604, «Король Лир», 1605, «Макбет», 1606, и др.), Дж. Чапмена, Дж. Уэбстера, С. Тёрнера и острые социально-обличит. комедии Б. Джонсона («Вольпоне», 1606, «Варфоломеевская ярмарка», 1614). В нач. 17 в. происходит резкое разделение драмы по сословным и классовым признакам. Появляется бурж. драма Т. Хейвуда, Т. Деккера, Дж. Марстона, придворно-аристократич. тенденции выражают в своём творчестве Ф. Вомонт и Дж. Флетчер. Им обязан своим развитием жанр трагикомедии или романтич. драмы, к которому относятся и поздние пьесы Шекспира.
После завершения творческой деятельности Шекспира (1613) начинается упадок А. д. эпохи Возрождения. Причиной этого была аристократизация театра, его углубляющийся разрыв с нар. зрителем. Идейная глубина, жизненная правдивость, романтика благо родных чувств, здоровая жизнерадостность уступают место поверхностному мелодраматизму, внешнему комизму, погоне за сенсационностью сюжетов. Драматургия Ф. Мессинджера, Т. Мидлтона, Дж. Шёрли Дж. Форда и др. писателей 1620-30-х гг., несмотря на появление отд. крупных произв., отмечена чертами деградации. Закрытие театров по указу пуританского парламента (1642) положило конец этому этапу развития А. д.
Театры открылись вновь после реставрации монархии в Англии (1660). Аристократич.-придворный характер театра этого периода обусловил идеологич. направленность новой драматургии, поворот к поэтике классицизма с её принципами трёх единств и др. Крупнейший представитель драматургии серьёзного жанра Дж. Драйден пытался найти компромисс между традициями трагедии эпохи Возрождения и трагедиями классицизма, создав промежуточный жанр «героической пьесы» «Завоевание Гранады», 1669-70, и др.) но вскоре и он примкнул к классицистскому направлению («Всё для любви», 1678), представителями которого были также Т. Отуэй и Н. Ли. В комедии Драйдена, У. Конгрива, У. Уичерли, Дж. Ван-бру и Дж. Фаркера изображались нравы циничной аристократии, среды без моральной оценки поступков героев. Пьесы эти не были лишены черт реализма, хотя и ограниченного сюжетными штампами, подчинением условностям поэтики классицизма.
После государственного переворота 1688-89, когда буржуазия, по выражению Энгельса, стала «признанной частью господствующих классов Англии» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. соч., т. II, М., 1955, с. 96), её идеологи начали борьбу против аристократич. драмы, в результате чего возникла бурж. просветительская драматургия, ставившая целью обществ, и нравственное воспитание зрителя. Отсюда - подчёркнутая нравоучительность и дидактизм просветительской драмы, сохранявшиеся на протяжении почти всего 18 в. 1-й этап развития просветит, драмы характеризовался введением нового содержания, новой морали в уже существовавшую драматургич. форму. В духе просветит, классицизма, утвердившегося в трагедии и комедии, развивалось творчество Дж. Аддисона, Р. Стила, С. Джонсона. Но скоро определилось несоответствие между высоким стилем классицизма и обыденным буржуазным бытом, который показывался в пьесах. В этот период Дж. Лилло выступил с новаторской реалистич. теорией «буржуазной трагедии», или «мещанской драмы», программу которой он осуществил в своей пьесе «Лондонский купец» (1731). Лилло идеализировал бурж. среду и бурж. отношения, выставляя их как высшую норму нравственности. В силу этой ограниченности бурж. реалистич. драме 18 в. остались недоступными широта и глубина в изображении противоречий совр. общества, которые в ту эпоху были достигнуты в области романа (Дефо, Свифт, Филдинг, Смоллетт). Более плодотворным было развитие политич. и социально-обличит. комедии, начало которой положила балладная опера Дж. Гея («Опера нищих», 1728) и комедии Г. Филдинга. Смелое обличение в драматургии хищничества, продажности, взяточничества министров, членов парламента заставило правительство издать в 1737 закон о театр. цензуре, положивший конец политич. сатире в А. д. того периода. Просветители-реалисты сосредоточили своё внимание на развитии жанра комедии нравов, углубив её социальную направленность. Высшего расцвета просветительская обличит, комедия нравов достигла в творчестве Р. Шеридана. Он подверг уничтожающей критике дворянское общество, заклеймив его пороки в своём комедийном шедевре «Школа злословия» (1777). Весёлые, жизнерадостные комедии нравов создавал и О. Голдсмит («Добрячок», 1768; «Ночь ошибок», 1773). Они противостояли мещанским комедиям и мелодрамам («Игрок» Э. Мура, 1753). Конец 18 в. отмечен появлением нового жанра трагедии «кошмаров и ужасов», родственной пред романтическому жанру готического романа. Создатель жанра Х. Уолпол имел многочисл. подражателей, культивировавших этот вид пьес и в нач. 19 в. Предромантич. драма последних десятилетий 18 в. отражала идеологич. реакцию, возникшую в результате противоречий бурж. прогресса (пауперизация крестьянства, гибель остатков патриархального быта и культуры). Промышленный переворот в Англии и бурж. революция конца 18 в. во Франции вызвали усиление реакции среди правящих кругов Англии. Ответом на эти события явилось романтич. движение в литературе и искусстве.
Отвергая просветительские иллюзии, романтики отрицали реализм 18 в. и вели против него решительную борьбу. В драматургии они отрицали бытовую тематику, повседневную действительность, предпочитая им необычные конфликты незаурядных героев. Романтич. драма отражала протест широких демократич. слоев англ. общества против бурж. хищничества, подавления личности и нар. масс политич. деспотизмом. Особенно значительны были социально-политич. мотивы в ранней пьесе Р. Саути «Уот Тайлер» (1792, изд. 1816) и в написанной им совм. с С. Колриджем трагедии «Падение Робеспьера» (1795). В дальнейшем эти романтики, как и связанный с ними У. Вордсворт, переходят в лагерь политич. реакции и образуют крыло консервативного романтизма, проповедуя возврат к патриархальным нравам, выступают за укрепление церкви и др. Лучшие традиции просветительства и политич. радикализма нашли своё продолжение в драматургии революц. романтиков. Из них наибольшей популярностью пользовался Дж. Г. Байрон, мрачные и гордые герои которого («Манфред», 1817, «Каин», 1821) бросали смелый вызов бурж.-аристократич. обществу с его лживой религией и пошлой моралью. Антидеспотич. мотивами проникнуты «итальянские трагедии» Байрона - «Марино Фальеро» (1820) и «Двое Фоскари» (1821). П. Б. Шелли в лирич. драме «Освобождённый Прометей» (1818) использовал популярный греч. миф для утверждения необходимости замены существующего соц. строя обществом, основанным на всеобщем равенстве. Его трагедия «Ченчи» (1819) выдвигала идею необходимости ответить на деспотизм активной борьбой вплоть до применения насилия.
Драматургия поэтов-романтиков не вошла в репертуар театров, где преобладали мещанские слёзные комедии, мелодрамы, пошлые фарсы и пустые пантомимы. Не утвердилась на сцене и драматургия поэтов сер. 19 в. А. Теннисона и Р. Браунинга замыкавшаяся в кругу нравственно-психологич. тематики даже при разработке историко-политич. сюжетов - «Королева Мария» Теннисона (1876), «Страффорд» Браунинга (1837). Большое распространение получили развлекательные пьесы Ч. Дибдина, Дж. Р. Планше и Ф. Рейнолдса.
Утверждение критич. реализма в англ. литературе, появление социально-критич. романов Ч. Диккенса и У. Теккерея, обличавших пороки бурж. общества, не получило отражения в А. д., в репертуаре театров господствовали произв. эпигонов романтизма - Ш. Ноулса, С. Филлипса и др. В сер. 19 в. выделяется Э. Булеер-Лиштон («Лионская красавица», 1838, «Деньги», 1840), драматургия которого, романтич. по сюжетам, темам и характерам, содержала отдельные элементы реализма (комедия «Деньги», 1840). Утверждению реализма в А. д. препятствовали правительственная цензура и ханжество буржуазии, закрывавшие доступ жизненной правде на сцену. Лишь отдельные намёки на современность встречались в произв. Д. Бусико, Т. Тейлора и Т. У. Робертсона, занявших ведущее место в репертуаре 2-й пол. 19 в. Но эти драматурги ограничивались семейно-бытовой тематикой, узким кругом этич. проблем, не касаясь острых социальных вопросов. Наибольшее значение для дальнейшего развития А. д. имели пьесы Робертсона, среди которых бытовые драмы «Общество» (1865), «Каста» (1867) и др. изображали суровые факты действительности. С позиций умеренного бурж. филантропизма Робертсон критиковал аристократич. чванство и мещанское ханжество.
В эпоху империализма, в связи с обострением социальных противоречий и ростом демократич. оппозиции, в А. д. 1880-90-х гг. возникли новые тенденции. Драматурги Г. А. Джонс и А. У. Пинеро создали пьесы, посвящённые вопросам семьи и брака, но содержащие элементы критики господствующих классов. Начав как последователи Робертсона, они отразили затем в своих пьесах влияние Г. Ибсена и в известной мере подготовили почву для утверждения критич. реализма в драме 20 в. В этот период О. Уайльд создал образцы декадентской драмы: «Герцогиня Падуанская» (1891) и «Саломея» (1894). Гл. вклад Уайльда - возрождение подлинного комизма. Его комедиям «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1895) и «Как важно быть серьёзным» (1895) присущи блещущий остроумием диалог, острота драматич. ситуаций, смелость парадоксов, обнажающих паразитизм, безнравственность, пустоту т. н. светского общества, изящество формы.
Подлинно реалистич. и социально-критич. характер А. д. обрела в творчестве Б. Шоу, выступившего в 1890-х гг. со своими «неприятными пьесами» - «Дома вдовца» (1892), «Профессия г-жи Уоррен» (1893, «Сценич. общество» - 1902). В своей борьбе за реализм Шоу во многом опирался на творчество Ибсена, пропагандистом которого он был в Англии. Совместная борьба драматургов и театр. деятелей («Независимый театр» Дж. Т. Грейна, 1891-98) привела к победе критич. реализма в А. д. Но драматургия критич. реализма была неоднородна по характеру и неравноценна по художеств. достоинствам. Драматургия Б. Шоу, неутомимо боровшегося против несправедливости бурж. общества, при всей ограниченности его фабианского социализма, критиковала основы эксплуататорского строя, вскрывала пороки господствующей социальной системы. Другие драматурги, стремясь показать в своих пьесах социально-бытовые условия, приближались к натурализму. Это проявилось в творчестве группы драматургов, начало деятельности которой было связано с «Гейети тиэтр» (Манчестер). Сент-Джон Хэнкин («Помолвка в семье Каселис», 1907; Последняя из Де Мулоинсов», 1908), Сент-Джон Эрвин («Смешанный брак», 1911; «Джейн Клег», 1913), М. С. Хотон («Младшее поколение», 1910, и др.), режиссёр Х. Гренвилл-Баркер («Наследство Войси», 1905; «Опустошение», 1907, и др.) затрагивали проблемы социального неравенства, женской эмансипации, борьбы против семейного деспотизма, мещанских условностей. Утверждению критич. реализма в А. д. способствовал известный романист Дж. Голсуорси, создавший значительные социальные драмы - «Серебряная коробка» (1909), «Борьба» (1909), «Чернь» (1914), «Мёртвая хватка» (1920) и др. Мастерское изображение характеров и ситуаций, взятых из действительности, делает его драмы наглядной картиной англ. жизни нач. 20 в. Глубокий гуманизм отличает творчество Голсуорси от драматургии У. С. Моэма, произведения которого, обличающие нравы господствующего класса («Круг», 1921, и др.), проникнуты неверием в возможность изменить жизнь. Особняком стоит в А. д. нач. 20 в. монументальная поэтич. драма романиста и поэта Т. Харди «Династы» (1904-08), в которой он пытался создать философию истории и жизни всего человечества; эта драма проникнута неверием в буржуазный прогресс. Поэтич. символизм характерен для драматургии С. Филлипса, Дж. Э. Флекера, Г. Боттомли, представлявших декадентское крыло А. д. нач. 20 в. Неоромантич. направление в А. д. представляли поэты-драматурги Дж. Мейсфилд и Л. Аберкромби.
Несмотря на то, что многие авторы, писавшие в нач. 20 в., продолжали свою деятельность и после 1-й мировой войны 1914-18, характер А. д. этого периода определило новое поколение писателей, отразивших глубокий идеологич. кризис англ. бурж. общества. Пацифистское осуждение войны звучит в «Конце путешествия» (1928) Р. Шерриффа, либерально-филантропич. мотивы пронизывают историч. драмы Дж. Дринкуотера («Авраам Линкольн», 1919, и др.). Психология так наз. «потерянного поколения» получила отражение в пьесах Н. Коуарда («Сенная лихорадка», 1925, «Кавалькада», 1931, и др.). Романтику бурж. и мещанского быта стремился воплотить в своих пьесах А. Милн («Мистер Пим проходит», 1921, и др.). В его пьесах апология маленького человека не выходит за рамки бурж. филантропизма. Большое значение в А. д. периода между 1-й и 2-й мировыми войнами имело творчество Дж. Б. Пристли. Представитель радикально настроенной мелкобурж. интеллигенции, Пристли отразил в своих пьесах противоречивые тенденции. Социальная и этич. критика бурж. общества («Опасный поворот», 1932, «Время и семья Конвэй», 1937, «Они пришли в город», 1943, «Семейство Линден», 1947, и др.) совмещается в его творчестве с декадентскими и мистич. мотивами («Музыка ночью», 1938, «Джонсон над Иорданью», 1939). Острая соц. проблематика отличает пьесу поэта С. Спендера «Суд над судьёй» (1938). Сложная символика характерна для драматургии Дж. Брайди, использовавшего в своих совр. по теме пьесах библейские («Иона и кит», 1932, «Сусанна и старцы», 1937, и др.) и средневековые сюжеты («Ланселот», 1945). Психологич. драмы и бытовые комедии писал Т. Реттиген, не затрагивавший серьёзных социальных вопросов. В период между 1-й и 2-й мировыми войнами в А. д. возникло движение за возрождение поэтич. драмы. Это движение возглавил представитель реакционного модернизма Т. С. Элиот, драматургия которого проникнута политич. охранительными и религиозно-мистич. идеями («Убийство в соборе», 1935, «Семья в сборе», 1939, «Вечеринка с коктейлем», 1949). Мелкобуржуазный радикализм и заигрывание с марксизмом характеризуют поэтич. драмы У. Одена («Пляска смерти», 1933, «Собака под шкурой», 1935. и др.).
Борьба между реалистич. тенденциями и разл. разновидностями декаданса наблюдается в совр. А. д. не только между различными писателями, но и в творчестве одного и того же драматурга. Реакционная буржуазия всячески поддерживает различные произв. декадентской драматургии. Театральные предприниматели не допускают на сцену прогрессивные, демократич. по своей направленности пьесы. Некоторое возрождение реалистич. совр. драмы связано с появлением пьес о «рассерженных молодых людях», выражающих недовольство совр. англ. молодёжи бесперспективностью своего существования, доказывающих иллюзорность и ложность идеалов бурж. общества. Однако это недовольство носит преимущественно характер индивиду алистич. бунтарства. Отсутствие прогрессивных положительных идеалов лишает драматургию почвы для плодотворного развития. В творчестве главного представителя этого направления Дж. Осборна («Оглянись во гневе», 1956) и др. драматургов не нашла отражения большая социальная проблематика. Линию поэтич. драмы продолжает К. Фрай. Жанр сатирич. комедии культивирует П. Устинов, психологич. драмы создаёт Г. Грин. Эти драматурги затрагивают в своих пьесах злободневную проблематику, оставаясь в рамках развлекательной драмы.
В 40-50-х гг. в Англии начала зарождаться прогрессивная демократич. драматургия, представителями которой являются Ю. Маккол («Уран 236», «Поезд должен остановиться») и др. драматурги, группирующиеся вокруг театров «Унити» и «Уоркшоп». Их произведения посвящены острым социальным проблемам и борьбе за мир.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АН..

АВТОРСКАЯ ИНСЦЕНИРОВКА

АЛЕКСАНДРОВА-ДУБРОВИНА

(c) Театральная энциклопедия