на главную А..


АНДРЕЕВ, Василий Васильевич [3(15).I.1861 - 26.XII.1918] - русский композитор, виртуоз на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских нар. инструментов. С большим успехом концертировал в России и за границей (Франция, Германия, Англия, США, Канада). По инициативе А. была усовершенствована балалайка и организованы многочисл. оркестры нар. инструментов. С ноября 1917 А. со своим оркестром гастролировал в различных городах Советской республики, устраивал концерты для бойцов Красной Армии. А. - автор ок. 40 произв. для рус. нар. оркестра и балалайки, в т. ч. вальсов и др. Именем А. после его смерти был назван основанный им оркестр нар. инструментов (Ленинград).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АНДРЕЕВ, Иван Петрович (3.II.1847 - 15.VI.1896) - русский театральный художник. Ученик М. А. Шишкова. Работал в Петербурге в Мариинском театре (с 1862 - как ученик Шишкова, с 1863 - пом. декораторя, в 1868-81 и 1887-96 - декоратор). В 1881-87 жил в Москве, где оформил неск. спектаклей в частных театрах. А. создал декорации к операм: «Юдифь» Серова, «Руслан и Людмила», «Аида» и др. Последняя крупная работа А. - передний занавес для московского Большого театра «Вид на Москву с Воробьёвых гор» (1895, по эскизу М. И. Бочарова).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АНДРЕЕВ, Леонид Николаевич [9(21).VIII.1871, Орёл, - 12.IX.1919, дер. Нейвала близ Мустамяки (Финляндия)] - русский писатель и драматург. Род. в семье чиновника. Окончил юридич. факультет Моск. университета (1897). Литературную деятельность начал в 1895. В нач. 1900-х гг. примыкал к группе писателей «Знание». Произведения А. (повести, рассказы, драмы) проникнуты протестом против капиталистич. строя, растления чувств, бездушной и фальшивой цивилизации, за которой скрыты звериные инстинкты, дух убийства и разрушения. Но отсутствие положит. идеалов снижает обличительную силу творчества А., сообщает ему крайнюю противоречивость. В нач. 1900-х гг. А. пишет несколько статей о постановках в МХТ пьес А. П. Чехова, Г. Ибсена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», «Доктор Штокман», «Дикая утка»), Г. Гауптмана («Михаэль Крамер»). В этих статьях А. даёт высокую оценку реализму МХТ. Однако собственные пьесы А. - одного из самых популярных в предреволюц. театре драматургов - в полной мере отражают противоречивый характер его творчества, проникнутого упадочными, болезненными настроениями. Именно в драмах А. принципы реализма оказываются в наибольшей степени разрушенными претенциозными символистскими «исканиями» и экспрессионистич. тенденциями. В драмах А. «К звёздам» (1905; пост. 1906 нем. режиссёром Валлентином в обществе «Свободная народная сцена» в Вено), «Савва» (1906, Вена), «Царь Голод» (1908) выразилось анархо-индивидуалистич. понимание революции, острое неприятие капиталистич. мира (эти пьесы были запрещены царской цензурой) и одновременно неверие в возможность социального и нравственного прогресса. Постановка его драмы «Жизнь Человека» (1907, Театр В. Ф. Комиссаржевской, реж. Мейерхольд), показывающей бессмысленность человеческого существования, явилась значит, этапом в развитии символистской режиссуры. В 1907 пьеса «Жизнь Человека» была поставлена в МХТ (реж. Станиславский). Идея бесплодности борьбы, бессилия добра и разума лежит в основе драмы А. «Анатэма», но в постановке МХТ (1909, реж. Немирович-Данченко, Анатэма - Качалов) пьеса приобрела углублённое философское звучание, обличительный сарказм. Тема зыбкости человеческого сознания, силы тёмных иррациональных начал выражена в драме «Чёрные маски» (1909, Театр В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге, Театр Незлобина в Москве). От символистской манеры А. отступает в пьесах «Анфиса» (1910, Театр Незлобина в Москве), «Профессор Сторицын» (1912, моск. Малый и петерб. Александрийский театры), «Екатерина Ивановна» (1912, МХТ), «Мысль» (1914, МХТ). Изображая в этих пьесах торжество злого, тёмного, мелкого над высоким, добрым, чистым, победу хаоса над разумом, А. решает эту тему в рамках семейной бурж. драмы. Более последоват. обличение бурж. действительности, пошлости и грязи бурж. общества достигнуто в пьесах «Дни нашей жизни» (1908, петерб. Новый театр) и «Gaudeamus» (1910, Театр Незлобина в Москве и петерб. Новый театр). Во время первой империалистич. войны А. написал псевдо-патриотич. пьесу «Король, закон и свобода» (1914, Моск. драм. театр, петерб. Александрийский театр). Среди его последних пьес - мелодрамы «Тот, кто получает пощечины» (1915, моск. театр Суходольского; Тот - Певцов, Консуэлла - Полевицкая) и «Собачий вальс» (1920, московский Гос. показательный театр. пост. Сахновского и Певцова; Тиле Певцов). Последняя пьеса А. - «Милые призраки» (1917, петерб. Александрийский театр, театр Незлобина в Москве), написанная по мотивам биографии ф. М. Достоевского, проникнута характерными для А. этих лет пессимистич. настроениями. Последние годы жизни А. находился в состоянии тяжелой психич. депрессии. Он не принял Октябрьской революции; жил и умер в Финляндии.
Соч. А.: Собрание сочинений, т. 1-17, СПБ, 1910-16.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АНДРЕЕВ, Николай Андреевич [14(26).X.1873 - 24.XII.1932] русский советский скульптор, график, театральный художник. Засл. деят. искусств РСФСР (1931). Автор серии скульптурных и графич. портретов В. И. Ленина, а также памятников Н. В. Гоголю (1909) и А. Н. Островскому (1929) в Москве. Образование получил в Строгановском училище, затем в моск. училище живописи, ваяния и зодчества (учился у С. М. Волнухина). В театре начал работать в 1913 («Клеопатра» Потёмкина, театр «Летучая мышь»). А. создал декорации к спектаклям: «Каин» Байрона (1920, МХАТ), «Дело» Сухово-Кобылина, «Человек, который смеётся» по Гюго (1927, 1929, МХАТ 2-й) и др. А. принадлежит серия портретов театр. деятелей - скульптурные портреты Качалова, Ленского, Немировича-Данченко, Качалова в роли Гамлета, и др.; графич. портреты Яблочкиной, Федотовой, Станиславского, Южина, Неждановой и др.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АНДРЕЕВ, Павел Захарович [25.II(9.III).1874, с. Осьмино, Петерб. губ., - 15.IX.1950, Ленинград] - русский советский артист оперы (бас-баритон). Нар. арт. СССР (1939). В 1903 окончил Петерб. консерваторию по классу пения С. Габеля. В этом же году впервые выступил на оперной сцене. В 1903-04 пел в Народном доме, в 1904-05 в «Лирической опере» (театр Неметти), в 1905-06 в «Новой опере» Церетели, после чего выступал в Киеве. В 1907 А. дебютировал на сцене Мариинского театра, где пел ок. 40 лет. Партии: Руслан, князь Игорь, Борис Годунов, Демон; Олоферн, Пётр («Юдифь», «Вражья сила» Серова), Мизгирь («Снегурочка»), Томский («Пиковая дама»), Эскамильо, Мефистофель («Фауст»), Пётр I («Царь и плотник» Лортцинга) и др. Выступал также в концертах, пел арии из опер, романсы, рус. нар. песни. Голос А. - звучный, красивого тембра, отличался широким диапазоном (певец исполнял наряду с басовыми также баритоновые партии). Лучше всего У удавались партии рус. репертуара, особенно эпические. С большой силой исполнял А. драматически напряжённые эпизоды в опере. С 1919 занимался педагогич. деятельностью (с 1926 профессор Ленинградской консерватории).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АН..

АЛОГИЗМ

АЛЬБАНИ

АЛЬБЕРС

АЛЬБОНИ

АЛЬМАДА

АЛЬМЕЕВ

АЛЬМЛЁФ

АЛЬТАНИ

АЛЬТМАН

АЛЬФАНО

АЛЬФВЕН

АЛЯБЬЕВ

АМЕСАГА

АМЕСКУА

АМИНОВА

АМИРХАН

АМРИКЯН

АНГАРОВ

АНДРАДИ

АНИКЕЕВ

АНТАДЗЕ

АНТИФАН

АНТОНЕТ

АНТОНИО

АНТОНИУ

АНТОНОВ

АНТРАКТ

АНТРАША

АПОФЕОЗ

АППАРАО

АПУШКИН

АРАБДАН

АРАБЕСК

АРАКСЯН

АРАЛЕЗЫ

АРАПОВА

АРБАТОВ

АРБЕНИН

АРБУЗОВ

(c) Театральная энциклопедия