на главную А..


АНДРЕЕВ-БУРЛАК (наст. фам. - Андреев), Василий Николаевич (1843 - 10.V.1888) - русский актёр. Род. в семье небогатого симбирского помещика. После окончания симбирской гимназии учился в Казанском университете. Служил на волжских пароходах, сначала помощником капитана буксирного парохода «Бурлак» (отсюда псевдоним), а затем капитаном пассажирского парохода. В раннем возрасте А.-Б. обнаружил талант импровизатора и имитатора. Выступал на любительских вечерах в Симбирске и на пароходах с импровизацией юмодистич. рассказов. В рассказах А.-Б. и в их исполнении проявились наблюдательность, юмор, умение одной-двумя деталями выразить характер, знание народной жизни, сочувствие к «маленькому человеку» (некоторые рассказы А.-Б. опубликованы). Теми же чертами была отмечена актёрская деятельность А.-Б. Он дебютировал в 1868 в Ростове-на-Дону. Выступал гл. обр. в приволжских городах. Играя преимущественно характерные роли в развлекат. комедиях, водевилях и опереттах, А.-Б. привык пользоваться фарсовыми приёмами, свободно обращаться с авторским текстом. В конце 70-х гг. с переходом на серьёзный репертуар он начинает стремиться к художеств. продуманным постановкам, к ансамблю в спектаклях. Эту программу А.-Б. пытался осуществить в т. п. Пушкинском театре А. А. Бренко (Москва, 1880), которым он руководил совм. с М. И. Писаревым. После закрытия Пушкинского театра в 1882 А.-Б. один сезон служил в театре Корша. В 1883 организовал с Писаревым «1-е Товарищество русских актёров», гастролировавшее по большим городам Поволжья. Товарищество несколько раз распадалось и создавалось вновь. В промежутках А.-Б. гастролировал в различных антрепризах (Орёл, Смоленск, Баку, Керчь и мн. др.). В этот период А.-Б. выступил как зрелый мастер, развивающий щепкинские традиции в рус. театре. Осн. внимание А.-Б. уделял психологич. разработке характеров. Он создавал образы «маленьких людей», проникнутые гуманизмом, отмеченные юмором, теплотой, сочувствием. К этим образам относятся: Счастливцев, отчасти Расплюев («Свадьба Кречинского»). Уничтожающие сатирич. краски находил А.-Б., играя Фамусова, Городничего; Иудушку (ипсц. «Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина; см. отзыв А. М. Горького об исполнении А.-Б. этой роли в «Литературном современнике», 1938, № 6 - ст. И. Груздева «Горький в театре»). А.-Б. был мастером искусства художеств. чтения. Исполнял: «Записки сумасшедшего», «Мёртвые души» («Повесть о капитане Копейкине») Гоголя, «Братья Карамазовы» (о штабс-капитане Снегирёве) и «Преступление и наказание» (рассказы Мармеладова) Достоевского, и др. В. И. Ленин, юношей слышавший А.-Б. в Симбирске, дал высокую оценку его исполнению «Записок сумасшедшего» (см. Л. М. Андреев, «В гимназические годы», журнал «Звезда», 1941, No 6). В 1886 А.-Б. прочёл в Одессе лекцию: «О драматическом искусстве», в которой близко подошёл к некоторым положениям, разработанным К. С. Станиславским в его системе.
Соч. А.-Б.: На Волге. Повести и рассказы, СПБ, 1881; Сцена и жизнь. Публ. лекции, Одесса, 1886; Драматическое искусство. Публ. лекции, Одесса, 1886.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АН..

АЗМАЙПАРАШВИЛИ

АКАДЕМИЯ ТАНЦА

АЛМЕЙДА-ГАРРЕТ

АММАН-ДАЛЬСКАЯ

АМТМАН-БРИЕДИТ

АНДРОНИКАШВИЛИ

АНТИЧНЫЙ ТЕАТР

(c) Театральная энциклопедия