на главную А..


АНДХРА. Драматургия и театр. Истоки сценич. искусства народа А. (Юж. Индия) - в кришнаитских мистериях (род декламации, сопровождавшейся танцами). Большое развитие получили в А. теневые и кукольные театры, в которых показывались пьесы на мифологич. сюжеты. Среди форм нар. театра А.ведхинатакам, яктаганам и бурракатха. В последней четверти 19 в. начала развиваться совр. драма на языке телугу. Её основоположником считается просветитель и лит. деятель Д. Кришнама-чарья. В 80-е гг. появились его первые драмы «Ад-жамила», «Прахлад» и др. Всего Кришнамачарья написал 28 пьес, в них отражены социальные проблемы. В пьесе «Прамила» драматург выступает в защиту угнетённой ипд. женщины, «Свадьба Драупади» посв. бойкоту англ. товаров. Среди наиболее известных пьес на социальную тематику - «Каньясулкам» («Выкуп невесты») Аппарао (1896). В это же время появляются драмы на историч. сюжеты. Среди них: Царство Рамы», «Калидаса», «Шиладитья» Колача-лама Шриниваса Рао. В 90-е гг. возникает ряд объединений, в которые наряду с актёрами входили драматурги: К. Виресалингам (перевод «Шакунталы» Калидасы и др.), Ч. Лакшминарасимхам («Убийство Нарака-сура» и др.), Б. Лакшминатхам («Харишчандра» и др.), Т. В. Кавулу («Махабхарата» и др.). Против англ. колонизаторов направлены пьесы В. В. Са-стри «Пратапрудриям» и «Распутривиджаям», написанные на мифологич. сюжеты. Пьесы эти запрещались англ. властями. Пьесы «Убийство Шамбука» Т. Р. Чаудхури, «Сады Ашоки» Муддукришньг, «Сашанк», «Пурукх» Г. Венкатачалама критикуют кастовую нетерпимость, религиозное ханжество. Все эти пьесы написаны стихами. На рубеже 19-20 вв. появляются драмы на языке телугу, написанные прозой, близкой по своему характеру к разговорному языку. Постановку драматич. произведений осуществляли любительские коллективы. В 20-х гг. 20 в. возникли частные проф. театры, в которых шли обычно пышно поставленные, но незначительные по своему содержанию пьесы. В этих театрах сформировалось творчество актёров Я. Сурьянараяна, М. Кришны Рао, Д. В. Суббарао, С. Рао, А. Джагаразу. В 20-40-е гг. рост нац.-освободит, движения способствовал развитию драматургии, насыщенной социальной тематикой: пьесы С. К. Састри, П. Как-шуду, Арудры, А. Атрейи, А. Суббарао и др. В. Бха-скаррао и С. Сатьянараяна написали пьесы «Шаг вперёд» об объединении крестьян и рабочих для борьбы с феодалами и «Наша земля» (1948) о борьбе крестьян Теленганы за землю, а также ряд текстов бурракатха с совр. злободневным содержанием. Наиболее популярные актёры этого времени - Г. Суббарао, М. Венкатрамая, Саньясиразу, М. Сароджини, Аннапурна. В 1929 в Тенали был создан Совет по вопросам драмы и театра в А., сыгравший большую роль в развитии нац. драматургии и театр. искусства. Совет устраивал фестивали спектаклей, вёл борьбу за повышение художеств. качества постановок (позже эта организация вошла в состав Индийской академии музыки и драмы). В 1943 был создан Экспериментальный театр при университете А., оказывавший большую помощь любительским (в т.ч. различным студенческим) коллективам. В репертуаре театра: «Разрушение надежды» Сривастава, «Галидамелу» Суббарао, «Мир» Г. Рентола и др. В 1947 создан Малый театр телугу в Виджаяваде. В 1954 возникла Театр. федерация Д. в Раджамандри, в задачи которой входит охрана прав и интересов актёров, помощь коллективам в приобретении театр. оборудования и т. п. В 1954 коллектив театральной самодеятельности поставил «Мощь союза» Г. Сурь-яма - первую пьесу о жизни рабочих, о их борьбе за экономические права. В 1956 Р. и Г. Сурь-ям осуществили постановку «Ревизора» в Хайдарабаде. Театр. коллективы А. объединяют св. 6 000 чел. Среди совр. драматургов А.: А, Атрейя, Г. Венкатачалам, Арудра, В. Шастри, А. Суббарао.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АН..

АЛИГЕР

АЛИППИ

АЛЛАРИ

АЛЛЕЙН

АЛОНСО

АЛПЕРС

АЛУНАН

АЛЬБЕР

АЛЬВИН

АМАНАТ

АМАНОВ

АМЕНТА

АМИРОВ

АМИЧИС

АМПЛУА

АМТМАН

АН-ПВЕ

АНАНКО

АНДРЫЧ

АНИКСТ

АНКАРА

АНТОДА

АНТУАН

АНШЛАГ

АРАМЯН

АРАПОВ

АРВЕЛО

АРЕНДС

АРИОЗО

АРСКИЙ

АРТИСТ

АСБАХЕ

АСКОНЕ

АСТЛЕЙ

АСТХИК

АСУЭЛА

АТАНАС

АУРЕЛИ

АУСТЕР

(c) Театральная энциклопедия