на главную А..


АМТМАН-БРИЕДИТ (наст. фам. - Амтманис), Альфред Фрицевич [р. 24.VII(5.VIII).1885] - латышский советский режиссёр и актёр. Нар. артист СССР (1953). Депутат Верх. Совета Латв. ССР 5-го созыва. Учился у Е. Дубура на драм. курсах в Риге (1909-12). Сценическую деятельность начал в 1903 в качестве актёра в Новом латыш. театре в Риге. В 1905-07 был актёром театра «Аполло». С 1908 работал в Новом Рижском театре как режиссёр и актёр. В 1915-18 - в латыш. театре в Петрограде. В 1919 вступил в Рабочий театр Советской Латвии (ныне Академич. театр драмы Латв. ССР), открывшийся (1919) спектаклем «Воскресение» Паэгле в пост. А.-Б. С 1944 А.-Б. - худ. рук. (с 1949- гл. режиссёр) этого театра. А.-Б. - один из крупнейших мастеров реалистич. актёрского искусства Латвии. Творчество его отмечено большой выразительностью, стремлением к глубокому раскрытию драматургич. образов. Роли: Улдис, Индулис («Вей, ветерок!», 1914, «Индулис и Ария» Райниса, 1912), Атвасар («Глина и фарфор» Григулиса, 1947, Ст. пр. 1948), Белугин («Женитьба Белугина» Островского, 1929), Забелин («Кремлёвские куранты», 1947), Кнуров («Бесприданница», 1948). Режиссёрская деятельность А.-Б. тесно связана с развитием латыш. театр. искусства. Особенно яркое сценич. воплощение в пост. А.-Б. получили пьесы, посв. совр. жизни и прошлому латыш. народа. В этих спектаклях творчески претворены лучшие нац. традиции латыш. театра. А.-Б. осуществил пост. пьес: «Илья Муромец» (1928), «Иосиф и его братья» (1956) Райниса, «Сын рыбака» (1949, Ст. пр. 1950) и «К новому берегу» (1954) Лациса, «Земля зелёная» Упита (1950, Ст. пр. 1951), «Цеплис» Розита (1953) и др. Среди пост. рус. и зап.-европ. классики и совр. драматургии: «Женитьба Белугина» Островского (1929), «Буря» (1927) и «Мера за меру» (1930) Шекспира, «Фуэнте-Овехуна» («Овечий источник», 1927); «Последние» Горького (1946), «Разлом» (1940), «Человек с ружьём» (1949) и др. А.-Б. режиссёр большого темперамента, для его творчества характерны монументальные спектакли, в которых созданы эмоционально насыщенные, психологически правдивые сценич. образы. А.-Б. ставит также и комедийные спектакли. Ярким колоритом, нар. юмором, музыкальностью отмечен спектакль «Дни портных в Силмачах» Блаумана (1955). Ведёт педагогич. работу (с 1949 - профессор театр. факультета при Гос. консерватории Латв. ССР).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АМ..

АЗМАЙПАРАШВИЛИ

АКАДЕМИЯ ТАНЦА

АЛМЕЙДА-ГАРРЕТ

АММАН-ДАЛЬСКАЯ

АНДРЕЕВ-БУРЛАК

АНДРОНИКАШВИЛИ

АНТИЧНЫЙ ТЕАТР

(c) Театральная энциклопедия