на главную А..


АМПЛУА (франц. emploi - применение, роль) - род ролей, соответствующий сценическим данным актёра.
В драм. театре путь развития А. - от типизированных персонажей (масок, аллегорий, символов) к индивидуализированным образам - находится в тесной взаимосвязи с состоянием драматургии и актёрского искусства. Зачатки А. имелись в античном театре (трагич. и комич. актёры, деление ролей протагонист, девтерагонист, тритагонист; типизированные персонажи маски в мимах и в древнеримских ателланах), в ср.-век. театре (комич. персонажи дурака, беса, отчасти аллегорич. фигуры Зависти, Разума и т. д.). Итал. комедия дель арте, специализировавшая актёров на исполнении ролей одного постоянного сценич. типа (Панталоне, Смеральдина, Арлекин и др.), способствовала дальнейшему формированию А. Устойчивые А., определявшиеся чёткой градацией образов, обществ, положением персонажа, создал франц. классицистический театр 17 в.: короли, тираны, любовники, наперсники и пр. Вариации этих А. вошли в европ. театр 18 в. В России А. были введены по образцу французских Указом («Статом») от 1766 (составлен директором циркулярных театров и музыки И. П. Елагиным и утверждён Екатериной II). До нач. 20 в. в России были распространены следующие А.: мужские - любовник, герой, комик, простак, резонёр, фат; женские - комич. старуха, грандам, травести, инженю, героиня, субретка и др. В странах Востока исполнительские традиции, передаваемые из поколения в поколение, породили строго стабилизировавшуюся систему А. В китайском традиционном театре сложилось 5 осн. групп А. (шэн, дань, цзин, или хуа лянь цзы, чоу, мо), каждая из которых дробилась на несколько разновидностей. К концу 17 в. в япон. театре Кабуки определилось 8 осн. групп А. (татияку, катакияку, докэяку, кояку, оядзигата, вакасюгата, ояма, или оннагата, кася). В индийском нар. театре катакали, где каждый персонаж представлял собой веками канонизированный мифологический тип, вырабатывалось ок. 12 видов таких делений.
На определённых стадиях развития театр. искусства деление на А. имело положит. значение, помогая актёру специализироваться на тех или иных ролях, совершенствовать исполнительское мастерство. Располагая готовым кругом ролей, актёр мог в любое время вступить в любую труппу. С течением времени система А. стала порождать исполнительские стандарты, штампы. Герои мн. произв. классич. драматургии (напр., в пьесах Шекспира) не укладывались в рамки А. Отдельные крупные актёры, ломая «законы» А., создавали самые различные образы (Д. Гаррик, Э. Терри - в Англии, М. Барон - во Франции, К. Зейдельман - в Германии, М. С. Щепкин, А. П. Ленский, М. Г. Савина, А. Е. Мартынов - в России, и др.). Появление произведений реалистич. драматургии, утверждение в сценич. искусстве ансамбля нанесли решит, удар системе А. В конце 19 в. против А. выступили крупные деятели нем. театра - Г. Лаубе, Э. Девриент, Ф. Дингельштедт, мейнингенцы (см. Меинингенский театр) и др. В России борьбу с А. и порождёнными им штампами вёл МХТ во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Следуя осн. творческим принципам Художественного театра, актёры МХТ (К. С. Станиславский, И. М. Москвин, В. И. Качалов и мн. др.) создали образцы искусства перевоплощения. В сов. театре, перед которым встала задача всестороннего и глубокого показа нового человека социалистич. общества, А. в старом смысле себя изживает. Появившиеся в 20-х гг. мнимо-новаторские «теории» замены всех А. одним «взволнованным докладчиком», так же как и попытки вульгарно-приспособленчески «осовременивать» старые названия А. («социальный герой» и др.), себя не оправдали. Утверждая широкий творч. диапазон актёра, сов. театральное искусство отказывается от закрепления за исполнителем узкого круга ролей, требует многообразия актёрского творчества, подлинного перевоплощения, создания различных сценич. характеров. Тех же принципов придерживаются многие передовые деятели театров зарубежных стран.
В музыкальном театре А. - род ролей (партий) определённого характера, исполняемых певцом в зависимости от его вокальных и сценич. данных (напр., бас-буфф, героич. тенор, а также травести и т. п.), положения, занимаемого певцом в труппе (примадонна, компримарио и т. п.). В европ. оперном театре деление труппы на А. было распространено до 2-й пол. 19 в. Композиторы сочиняли оперы в расчёте на определённые А. Постепенно в связи с индивидуализацией муз.-сценич. образов понятие А. отмирает (хотя и теперь в оперном театре существует деление по характеру голосов). В совр. театре оперетты А. сохраняется по роду ролей, исполняемых певцом (комик-буфф, комик-простак, каскадная певица, и т. п.).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АМ..

АЛЁШИН

АЛАДОВ

АЛБЕРГ

АЛБЕРС

АЛБИНИ

АЛИГЕР

АЛИППИ

АЛЛАРИ

АЛЛЕЙН

АЛОНСО

АЛПЕРС

АЛУНАН

АЛЬБЕР

АЛЬВИН

АМАНАТ

АМАНОВ

АМЕНТА

АМИРОВ

АМИЧИС

АМТМАН

АН-ПВЕ

АНАНКО

АНДРЫЧ

АНДХРА

АНИКСТ

АНКАРА

АНТОДА

АНТУАН

АНШЛАГ

АРАМЯН

АРАПОВ

АРВЕЛО

АРЕНДС

АРИОЗО

АРСКИЙ

АРТИСТ

АСБАХЕ

АСКОНЕ

АСТЛЕЙ

(c) Театральная энциклопедия