на главную А..


АЛЕКСАНДРОВ (наст. фам. - Федотов), Александр Николаевич (р. 1901) советский цирковой артист; дрессировщик хищных зверей. Засл. Артист РСФСР (1939). Учился в школе живописи и ваяния. В годы гражд. войны был командиром пулемётного эскадрона, затем - пом. командира полка. В цирке работает с 1927, сначала в качестве джигита, затем - воздушного гимнаста. Ряд лет успешно выступал с номером, построенным на демонстрации виртуозной стрельбы. В 1939 подготовил сначала группу дрессированных леопардов и пантер, затем бенгальских и уссурийских тигров. Характерной чертой искусства А. является глубокое понимание психики животных, смелость и находчивость в работе с ними.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АЛЕКСАНДРОВ, Александр Александрович (род. 1905) - советский цирковой артист; велофигурист. Член КПСС с 1937. В 1931 окончил Училище циркового искусства (Москва) и начал работу в цирке. А. является создателем и руководителем одного из лучших в СССР номеров велофигуристов.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АЛЕКСАНДРОВ, Александр Васильевич [20.III(1.IV).1883 - 8.VII.1946] - русский советский композитор и дирижёр хора. Нар. арт. СССР (1937). Генерал-майор. Член КПСС с 1939. Музыке обучался в хормейстерских классах Петерб. певческой капеллы, а также в Петерб. (1900-02) и Моск. (1908-13) консерваториях. В 1913-18 работал педагогом и хоровым дирижёром в Твери, с 1918 А. - преподаватель, с 1922 - проф. Моск. консерватории, в 1922-1928 - хормейстер Камерного театра, в 1926-30 дирижёр Гос. хоровой капеллы. А. - организатор (1928) и руководитель Краснознамённого Ансамбля песни и пляски Советской Армии (ныне имени А.), с которым связана творч. деятельность композитора. А. принадлежат хоры, песни, муз. монтажи, обработки нар. песен и песен гражд. войны (в т. ч. «По долинам и по взгорьям»), песни времён Великой Отечеств, войны (в т. ч. «Священная война», получившая всенародную популярность) и др. А. - автор музыки Гос. гимна Советского Союза (1943). А. принадлежит к числу крупнейших деятелей муз. культуры СССР, был выдающимся мастером сов. хорового искусства. Мужественная, простая и выразительная манера исполнения Ансамбля сложилась в период руководства А. Боевая решительность, отвага и задор, живость и естественность муз. воплощения, мастерство сопоставления динамич. эффектов, чёткая дикция характеризуют как исполнит, стиль ансамбля, так и творчество А., дирижёра и композитора. Деятельность А. имела большое значение для развития искусства хорового пения в Советской Армии и для формирования проф. ансамблей песни. Ст. пр. (1942, 1946).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АЛЕКСАНДРОВ, Анатолий Николаевич [р. 13(25).V.1888] - русский советский композитор и педагог. Засл. деят. искусств РСФСР (1946). Учился в Моск. университете (1906-10). В 1916 окончил Моск. консерваторию (по классу композиции - С. Н. Василенко, по классу фп. - К. Н. Игумнова). В 1907-10 брал уроки теории музыки у С. И. Танеева. Автор опер «Два мира» (соч. 1916) по драме Майкова, «Сорок первый» по рассказу Лавренёва (1935, неоконч.), «Бэла» по повести Лермонтова (1941, 2-я ред. 1945, пост. в 1946, Большой театр), «Дикая Бара» (соч. 1958). Одна из лучших опер А. «Бэла» продолжает традиции рус. оперной классики. Поэтич. по своему характеру, она написана в лирико-психологич. жанре. А. принадлежит музыка к спектаклям: «Арианна и Синяя борода» Метерлинка (1920, Показательный театр, Москва), «Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве (1920, Камерный театр), «Ромео и Джульетта» (1921, там же); «Заговор Фиеско» (1924, Малый театр), «Дон Карлос» (1933, там же) Шиллера, «Собор Парижской богоматери» по Гюго (1925, там же); к фильмам - «Ленин в Октябре»,»Тринадцать», «Красная шапочка», а также камерно-инструмент., вок. и др. соч. А. ведёт педагогическую работу; с 1926 - профессор Моск. консерватории; доктор искусствоведения (1941).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АЛЕКСАНДРОВ, Борис Александрович [р. 22.VII(4.VIII).1905] - русский советский композитор и дирижёр хора. Нар. арт. СССР (1958).Полковник.Член КПСС с 1943. Сын А. В. Александрова. В 1929 окончил Моск. консерваторию по классу композиции проф. Р. М. Глиэра. В 1929-30 - дирижёр, в 1930-37 - дирижёр и зав. муз. частью Центр, театра Сов. Армии, в 1937-46 - зам. нач. Ансамбля песни и пляски Советской Армии по муз. части; с 1946 начальник и художественный руководитель ансамбля. Автор балета «Левша» (1955, Свердловский театр оперы и балета), оперетт, в т. ч. «Свадьбы в Малиновке» (1937, Моск. театр оперетты), проникнутой интонациями народной, преим. украинской, и массовой сов. песни, «Год спустя» (1940, Москва), «Девушка из Барселоны» (1942, Москва), «Моя Гюзель» (1946, Москва), хоров. песен и др. соч. Творчество А. способствовало утверждению сов. тематики в жанре оперетты. Ст. пр. (1950).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АЛЕКСАНДРОВ, Николай Григорьевич (21.XII.1870 - 3.XI.1930) русский советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1928). С 1895 играл в Обществе искусства и литературы. С момента основания МХТ (1898) А. вошёл в его труппу. К. С. Станиславский высоко ценил А. как исполнителя небольших эпизодических ролей (Артемьев - «Живой труп», Яша - «Вишнёвый сад», Актёр - «На дне») и как превосходного помощника режиссёра. В 1913 А. вместе с актёрами МХТ Н. О. Массалитиновыми Н. А. Подгорным открыли школу драм. искусства, на основе которой впоследствии была создана Вторая студия МХТ.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АЛ..

АНТРЕПРЕНЁР

АНТЭПИРРЕМА

АНЦЕНГРУБЕР

АПОЛЛОНСКИЙ

АПОРТИРОВКА

АРАБЛИНСКИЙ

АРГИРОПУЛОС

АРНУ-ПЛЕССИ

АРТАВАЗД II

АРТЕМОВСКИЙ

АСКОЧЕНСКИЙ

АХЬДЗЫРТВЬЮ

АШКАЗАРСКИЙ

(c) Театральная энциклопедия