на главную А..


АЛЯБЬЕВ, Александр Александрович (4(15).VIII.1787, Тобольск, - 22.II(6.III).1851, Москва] - русский композитор. С 1797 жил в Петербурге, с 1804 - в Москве. Участник Отечественной войны 1812. До 1823 состоял на военной службе. В 1825 был арестован по ложному обвинению, в 1828 сослан (Тобольск, Кавказские Минеральные Воды, Оренбург). Со 2-й пол. 30-х гг. снова жил в Москве. Композиторскую деятельность начал до войны; учителем А. называют композитора И. Я. Миллера. Наиб. известность А. приобрёл как автор романсов, из которых всемирную славу завоевал «Соловей» (П. Виардо, М. Зембрих, А. Патти и другие певицы исполняли этот романс в сцене урока в опере «Севильский цирюльник» Россини). А. принадлежат также оркестровые, камерно-инструмент., фортепьянные, хоровые и др. соч. На сцене пост. его комич. опера «Лунная ночь, или Домовые» на либретто П. А. Муханова и П. Н.Арапова (1823, Большой театр, Петербург) и комич. балет «Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты» (1827, Большой театр, Москва). Оба произведения не удержались в репертуаре, хотя они содержат много красивой музыки, особенно в лирич. эпизодах, а также в овеянных тонким юмором комич. сценах. Сценарий балета, поставленного Ф. Бернаделли, не сохранился. На открытие моск. Большого театра в 1825 А. совм. с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку к прологу «Торжество муз» М. А. Дмитриева. В истории русской театр. музыки А. занимает видное место как наиболее значительный, наряду с Верстовским, автор опер-водевилей. Им написана музыка к опере-водевилю Н. И. Хмельницкого «Новая шалость, или Театральное сражение» (с Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург), к комедии-водевилю М. Н. Загоскина «Деревенский философ» (1823, театр на Моховой, Москва; та же музыка - в комедии-водевиле «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова, 1824, Большой театр, Петербург), к операм-водевилям А. И. Писарева: «Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье» (с Верстовским и Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва), «Проситель» (те же композиторы и Мих. Ю. Виельгорский, 1824, там же), «Хлопотун, или Дело мастера боится» (с Верстовским, 1824, Малый театр), «Встреча дилижансов» (с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва), «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки» (с Верстовским и Шольцем, 1825, там же), «Три десятки, или Новое двухдневное приключение» (с Верстовским, 1825, там же). Для Большого театра А., находившийся ко времени написания «Забав калифа» в заключении, написал в 1827 музыку к операм-водевилям Писарева «Две записки, или Без вины виноват», «Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам» (по Фавару) (в обоих случаях совм. с Верстовским), к опере-водевилю А. А. Шаховского «Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль», комедии-водевилю Н. А. Шатилова (по Скрибу и Дюпену) «Нераздельные, или Новое средство платить долги» (вставные номера-Шольца) и опере-водевилю Н. И. Малышева (по Скрибу и Варнеру) «Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам» (совм. с Шольцем и Верстовским). В Петербурге был пост. водевиль Р. М. Золотова (по Дартуа и Эжену) «Утро и вечер, или Ветер переменился» (1826) с музыкой А, Почти все эти пьесы шли в обеих столицах, а некоторые и в провинции. Музыка А. из прежних водевилей использовалась и в других пьесах, в т. ч. водевилях Д. Т. Ленского «Муж и жена» (1830) и «Старый гусар, или Пажи Фридриха II» (1831), шедших в Большом театре (Москва). Применение наряду с куплетами более развитых вок. форм и расширение приёмов муз. характеристики приближают некоторые оперы-водевили А. к комич. опере (так, в принадлежащем А. 2-м акте «Забав калифа» встречаются арии, хоры, балетный дивертисмент и развёрнутый финал). Увертюры А. к этим пьесам написаны нередко на уровне оперных увертюр. А. написал также музыку к ряду драм. спектаклей Большого театра (Москва), в т. ч. «Виндзорские кумушки» Шекспира (1838), «Русалка» Пушкина (1838), «Безумная» по И. И. Козлову (1841). Нет сведений об исполнении его муз.-драм. сцены «Кавказский пленник» по повести Пушкина (партитура относится предположительно к 20-м годам, клавираусцуг А. И. Дюбюка издан в 1859). Оперы А. «Аммалат-Бек» по Бестужеву-Марлипскому, «Волшебная ночь» по комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Рыбак и русалка, или Злое зелье» (опера-балет) не были поставлены.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АЛЯБЬЕВ, Юрий Александрович [р. 10(23).XII.1903] - русский советский актёр и режиссёр. Нар. арт. Узб. ССР (1950). В 1921 окончил в Москве студию драм. искусства при Наркомпросе РСФСР. Работал актёром в театрах Тамбова, Могилёва, Владивостока, Хабаровска, Якутска, Фрунзе. С 1933 - режиссёр (с 1948 - гл. режиссёр) Самаркандского рус. театра. Пост. спектакли: «Ревизор» (1952), «Вишнёвый сад» (1951), «Последние» (1950), «Отелло» (1950), «Тартюф» (1950), «Русский вопрос» (1957); «Семья» Попова (1952) и др. В мягкой реалистич. манере играет характерные роли. Среди работ А.: Скалозуб («Горе от ума»), Ляпкин-Тяпкин («Ревизор»), Кошкин, Горностаев («Любовь Яровая»), Берсенев («Разлом»), Забелин («Кремлёвские куранты»).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АЛ..

АЛЕЙРАК

АЛЕКСИД

АЛЕКСИС

АЛЕОТТИ

АЛИ-БЕЙ

АЛИ-ВАД

АЛЛЕГРО

АЛМЕЙДА

АЛОГИЗМ

АЛЬБАНИ

АЛЬБЕРС

АЛЬБОНИ

АЛЬМАДА

АЛЬМЕЕВ

АЛЬМЛЁФ

АЛЬТАНИ

АЛЬТМАН

АЛЬФАНО

АЛЬФВЕН

АМЕСАГА

АМЕСКУА

АМИНОВА

АМИРХАН

АМРИКЯН

АНГАРОВ

АНДРАДИ

АНДРЕЕВ

АНИКЕЕВ

АНТАДЗЕ

АНТИФАН

АНТОНЕТ

АНТОНИО

АНТОНИУ

АНТОНОВ

АНТРАКТ

АНТРАША

АПОФЕОЗ

АППАРАО

АПУШКИН

(c) Театральная энциклопедия