на главную А..


АКРОБАТИКА - один из видов циркового и эстрадного искусства, демонстрирующий мастерское владение телом и высокое развитие мускулатуры. А. делится на 5 видов: силовую, прыжковую на земле, плечевую, икарийские игры и А. на лошадях. В силовой акробатике т. н. верхний акробат исполняет на руках или на голове своего партнёра (нижнего акробата) различные стойки. Акробатич. прыжки выполняются партерными акробатами-прыгунами; наиболее распространены: флик-фляк - резкий прыжок назад на руки, потом на ноги (рис. 1), сальто-мортале резкий прыжок, при котором тело оборачивается в воздухе вокруг своей оси (рис. 2), и колесо - боковой прыжок, при котором акробат прыгает на правую руку, переходит на левую и становится опять на ноги. Упражнения плечевой А. предполагают наличие минимально 3 человек, из которых один совершает прыжки сальто-мортале с плеч одного партнёра на плечи другого. В ика римских играх нижние акробаты лежат на спец. подушках, подняв вверх ноги, верхние акробаты совершают прыжки сальто-мортале с подошв одного партнёра на подошвы другого (рис. 3). А. родственны: балансирование (баланс), хождение по канату, балансирование на шаре и пр., гимнастика упражнения на трапеции и др. гимнастич. снарядах. Акробатическое искусство было известно уже в древности - в Египте, Греции, Риме и Византии. Первые акробатич. упражнения состояли из эквилибристики на натянутом канате, неустойчивых пирамидах, из танцев между хрупких ваз, прыжков над мечом и т. д. В средние века это искусство развивали скоморохи, бывшие одновременно фокусниками, танцорами на канате. Начиная с 18 в. и в особенности в 19 в. А. получила широкое распространение в цирках. Тогда же появилась А. на лошадях. В числе наиболее известных акробатов прошлого - рус. артисты И. и А. Сосины, выполнявшие т. н. двойное сальто-мортале. В советском цирке выдающегося акробатич. мастерства достигли; в области прыжков - М. Осташенко, Л. и Д. Маслюковы, И. Федосов и В. Довейко, В. Саженев, Н. Иванова, Ю: Хазов; в области силовой А. - бр. Маренковы. Подготовка цирковых акробатов проводится в школе циркового искусства. А. является также элементом хореографич. дисциплин, используется в танце. А. - одна из вспомогат. дисциплин в учебной подготовке актёра. В 30-е гг. А. использовалась как постановочный приём в спектаклях, напр. в пост. С. М. Эйзенштейна в театре Пролеткульта («Мудрец» по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, «Мексиканец»), В. Э. Мейерхольда («Великодушный рогоносец» Кроммелинка, «Лес» Островского, «Мандат» Эрдмана и другие), в спектаклях ТРАМа («Дружная горка»).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АК..

АПОСТОЛОВА

АППЛИКАЦИЯ

АРАКИШВИЛИ

АРАКСМАНЯН

АРИСТОТЕЛЬ

АРЛЕКИНАДА

АРНОЛЬДСОН

АРЬЕРСЦЕНА

АСПЕСТРАНН

АТТРАКЦИОН

АФИНОГЕНОВ

АХВЛЕДИАНИ

АХОСПИРЕЛИ

(c) Театральная энциклопедия