на главную А..


АКИМОВ, Виктор Акимович [р. 16(29).I.1902] - русский советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1958). Член КПСС с 1950. Сценич. деятельность начал в 1920 в Центр, показательном красноармейском рабочем театре. В 1921-24 занимался в молодёжной студии при Харьковском театре. Одновременно был актёром этого театра. В последующие годы играл в театрах Орехово-Зуева, Днепропетровска, Краснодара, в 1933-44 - в Театре рус. драмы в Баку. Роли: Костя-Капитан («Аристократы» Погодина), Швандя («Любовь Яровая»), Сафонов («Русские люди»), Протасов («Живой труп»), Егор Булычев; Кутузов («Фельдмаршал Кутузов» Соловьёва) и др. С 1944 А. - в труппе Сталинградского театра. Роли: Стессель («Порт Артур» Степанова и Попова), Берсенев («Разлом»), Климов («Совесть» Чепурнна, Ст. пр. 1951), Часовщик («Кремлёвские куранты»), Макферсон («Русский вопрос»), Бубнов и Яков Маякин («На дне» и «Фома Гордеев»), Городничий; Чебутыкин («Три сестры»), Боков («Большие хлопоты» Ленча) и др. Образы, созданные А., отличаются чёткостью внешнего рисунка, органичностью, жизненной достоверностью.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АКИМОВ, Михаил Филиппович [р. 2(14).VII.1895] - чувашский советский писатель, драматург, театральный деятель. Автор первой чувашской пьесы «Безвременная смерть» (1918, Чувашский передвижной театр), рассказывающей о тяжёлой жизни чувашских крестьян до Октябрьской революции, а также пьесы «Илюк» (изд. 1920, не пост.) о чуваш.женщине. В 1918-20 принимал участие в работе Чувашского театра (Чебоксары).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АКИМОВ, Николай Павлович [р. 3(16).IV.1901] - русский советский режиссёр и художник. Нар. арт. СССР (1960). Род. в Харькове в семье ж.-д. служащего. В 1915-19 учился в художеств. мастерской под рук. М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева в Петрограде. Как театр. художник впервые выступил в 1922 в Харьковском детском театре. С 1923 - в Ленинграде. Работал в театрах «малых форм» («Балаганчик», «Вольная комедия», Ленингр. театр Сатиры), затем в Ленингр. академия, театре драмы, Большом драм. театре и др. Творчество А.-художника характеризуется острым чувством современности, разнообразием приёмов, поисками новых выразительных средств, законченностью и точностью формы, графичностью. А. оформил спектакли: «Конец Криворыльска» Ромашова (1926), «Бронепоезд 14-69» (1927), «Страх» (1931) - в Ленингр. академич. театре драмы; «Человек с портфелем» Файко (1928) - в Моск. театре Революции; «Разлом» (1927); Заговор чувств» Олеши (1929), «Коварство и любовь» (1930) - в Театре им. Вахтангова; «Любовь Яровая» (1936); «Школа злословия» Шеридана (1940), «Офицер флота» Крона (1945) - в МХАТе. С 1929 А. работает как режиссёр, одновременно оформляя свои спектакли; 1-я самостоят, работа А. - «Гамлет» (Театр им. Вахтангова, 1932. носила формалистич. характер. В 1935-49 А. - художеств. руководитель Ленингр. театра Комедии. Здесь А. поставил и оформил спектакли: Собака на сене», «Валенсианская вдовам Лоне де Вега (1939), «Двенадцатая ночь» (1938); «Тень» Шварца (1940), «Остров мира» Петрова (1947) и мн. др. Жизнерадостность, тонкое остроумие, богатство фантазии, острота характеристик, блестящее оформление спектаклей, пост. А., выдвинули этот театр в число ведущих театров страны. С 1951 А. был гл. режиссёром Ленингр. театра им. Ленсовета. Острой сатиричностью, обличит. силой отличались поставленные им спектакли «Тени» Салтыкова-Щедрина (1953) и «Дело» Сухово-Кобылина (1955). С 1955 А. - снова гл. режиссёр Ленингр. театра Комедии; поставил и оформил спектакли: Обыкновенное чудо» Шварца (1956), «Деревья умирают стоя» Касоны (1957), «Трёхминутный разговор» Левидовой (1959), «Рассказ одной девушки…» Тверского (1959), «Пёстрые рассказы» по Чехову(1960) и др. Активно работая над созданием оригинального репертуара, А. борется за утверждение на сцене сов. комедии. А. выступает также как художник кино (фильмы «Кащей бессмертный», «Золушка»). Ему принадлежит большое количество оригинальных афиш к своим спектаклям, произв. станковой живописи и графики, в т. ч. портреты деятелей искусств (Н. К. Черкасова, Б. М. Тенина, Н. П. Охлопкова). А. - автор ряда статей по вопросам театр. искусства. С 1955 преподаёт в Ленинградском театр. институте (руководит художественно-постановочным факультетом); с 1960 - профессор.
Соч.: Художник в театре, «Жизнь искусства», 1928, № 10; Художник в театре, «Театр и драматургия», 1935; Акимов Н. П., Содоклад о театрально-декорационном искусстве (1-й Всесоюзный съезд советских художников), М., 1907 Трудности и перспективы жанра, «Октябрь», 1958, № 6; Театр в настоящем и будущем, «Театр», 1960, № 3.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АК..

АВГУСТ

АВЕТЯН

АГАРЕВ

АГАСЯН

АГАТОН

АГИЛАР

АГИРРЕ

АГХАЗИ

АГЬЯРИ

АДАЖИО

АДАМИЧ

АДАМОВ

АДАМЯН

АДАШЕВ

АЗАРИН

АЗИМОВ

АЗМАРИ

АЙЗМАН

АКИЛОВ

АКУНЬЯ

АЛЁШИН

АЛАДОВ

АЛБЕРГ

АЛБЕРС

АЛБИНИ

АЛИГЕР

АЛИППИ

АЛЛАРИ

АЛЛЕЙН

АЛОНСО

АЛПЕРС

АЛУНАН

АЛЬБЕР

АЛЬВИН

АМАНАТ

АМАНОВ

АМЕНТА

АМИРОВ

АМИЧИС

(c) Театральная энциклопедия