на главную А..


АХВЕРДОВ, Абдуррагимбек Асадбей оглы (16.V.1870, Шуша, - 12.XII.1933, Баку) - азербайджанский писатель, драматург, публицист, театральный деятель. Засл. деят. искусств (1928). В юношеские годы принимал участие в любительских спектаклях. Окончил Тифлисское реальное училище. В 1894 учился в Петерб. университете (восточный факультет), часто посещал спектакли Александрийского театра. В 1892 написал первую комедию «Съешь гусиного мяса, узнаешь его вкус». В 1896 написал драму «Разорённое гнездо», изображающую разложение азерб. дворянства в конце 19 в., социальную и семейную трагедию помещика. В пьесе «Несчастный юноша» (1900) А. впервые в азерб. драматургии создал образ молодого человека, вступающего в борьбу с патриархально-феод. порядками. В исторической трагедии «Ага Мухаммед-шах Каджар» (1907) создал обобщённый образ восточного деспота. Пьеса А. «Волшебница пери» (1901), отразившая влияние на творчество А. символистской драматургии, утверждала идею непротивления злу.
Лучшие произведения А. выражают протест против угнетена народа, призывают к борьбе с пережитками феодализма, невежеством. А., как и Н. Везиров, показывал разложение феодального строя, деградацию помещиков, но он расширил рамки бытовой драматургии, углубил социальный смысл своих пьес, создал образы героев, вступающих в борьбу за справедливость, протестующих против насилия. Пьесы А. шли во всех азерб. дореволюционных труппах. А. участвовал в развитии нац. театра также и как организатор, режиссёр. В 1899-1900 он руководил Шушинской драм. труппой, позднее работал вместе с Т. Махмудбековым, Д. Зейналовым в бакинской труппе, осуществляя пост. спектаклей. А. добился значит, успехов в деятельности этого коллектива, с 1900 труппа стала профессиональной. В 1901-03 он пост. в этом театре пьесы Н. Везирова, М. Ф. Ахундова и др. (руководил труппой до 1904). А. был идейным руководителем нац. театра в период его становления, возглавлял борьбу за сценич. реализм, демократич. направленность азерб. театр. искусства, стремился обогатить репертуар, использовать опыт передовой рус. культуры, добиться естественности, ансамбля в актёрском исполнении. С 1907 А. - один из ведущих авторов боевого демократич. журнала «Молла Насреддин», где помещает рассказы, фельетоны, статьи, резко критикующие буржуазно-помещичий строй, господствующие классы.
В советское время А. написал пьесы «В тени дерева» (1926), «Старое поколение» (1927, Театр им. Азизбекова), в которой по-новому раскрывает тему крушения дворянского мира, обличает пережитки прошлого, «Женский праздник» (1928), «Товарищ Кёр-оглы» (1932). Пьесы А. шли в Азерб. драм. театре им. Азизбекова и др. коллективах республики. Автор очерка «Из истории азербайджанского театра». Переводил Шекспира («Гамлет»), Шиллера, Горького, Чехова и др.
Соч.: Избранное, пер. с азерб. яз., М., 1950; Избранные сочинения в двух томах, т. 1-2, Баку, 1956-1957.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АХ..

АППАКОВА

АПХАИДЗЕ

АРЕНДЕЙЛ

АРЕНСКИЙ

АРКАДЬЕВ

АРЛЬБЕРГ

АРНАУДОВ

АРСЛАНОВ

АРУТЮНЯН

АСВАГОША

АСЕНКОВА

АСКУРАВА

АССУИРОВ

АСТАНГОВ

АТАНАСИУ

АТАНАСОВ

АТЕЛЛАНА

АТЛЕТИКА

АФСОНАГУ

АХМЕДОВА

АХМЕТЕЛИ

АЦКУРЕЛИ

АШПЕРГЕР

(c) Театральная энциклопедия