на главную А..


АХУНДОВ, Исмаил Гусейн оглы [р. 2(15).IV.1907] - азербайджанский советский театральный художник, график. Засл. деят. искусств Азерб. ССР (1940). Член КПСС с 1940. Окончил бакинский Художеств. техникум (1928) и Моск. полиграфич. институт (1932). В 1937-52 - художник Театра им. М. Азизбекова (Баку). Оформил спектакли: «Гаджи Кара» Ахундова (1937), «Мачеха» Бальзака (1939), «Аршин мал алан» У. Гаджибекова (1939), «Мертвецы» Мамедкулизаде (1940), «Яшар» Джабарлы (1947), «Гроза» (1943), «Без вины виноватые» (1948); «Победители» Чирскова (1947), «Шейх Санан» Джавида (1956), «Грозовой год» Каплера и Златогоровой (1959) и др. В 1940-59 - директор музея им. Низами. Ст пр. (1950).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АХУНДОВ, Мирза Фатали [30.VI(12.VII).1812, - 26.11(10.III).1878, Тифлис] - азербайджанский писатель, драматург, просветитель, философ. Основоположник азерб. реалистич. драматургии и прозы. Учился в духовной школе, где изучил арабский и персидский яз., затем в русско-азерб. училище. В 1834, переехав в Тифлис, поступил переводчиком с восточных яз. в канцелярию царского наместника на Кавказе. Сблизился с декабристами А. А. Бестужевым-Марлинским, А. И. Одоевским, польским поэтом-революционером А. Заблоцким и др. В 30-е гг. началась лит. деятельность А. (первое значительное произведение - поэма «На смерть Пушкина», 1837). В 1850 написал первую комедию «Молла Ибрагим Халил, алхимик, обладатель философского камня». За короткое время (до 1856) создал ещё пять комедий: Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун» (1850, пост. 1851, Петербург), «Везир ленкоранского ханства» (1850), «Медведь, победитель разбойника» (1851), «Приключение скряги» («Гаджи Кара», 1852), «Правозаступники в городе Тавризе» («Восточные адвокаты», 1855). Комедии А. реалистически изображают азерб. действительность первой пол. 19 в. Они обличают пороки феод. общества, произвол правителей, социальную несправедливость, косность, невежество, ханжество, религиозный фанатизм, сатирически показывают разложение феодально-патриархальных отношений. Символом жадности и трусости купечества стал образ Гаджи Кара в комедии «Приключение скряги». Изображая отрицат. явления жизни, драматург показал и передовые силы общества в образах поэта и просветителя Гаджи Нури («Алхимик»), молодого Шахбазбека («Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун»), стремящихся к знанию смелых, умных, волевых женщин, отстаивающих свои права, - Секина ханум («Правозаступники в городе Тавризе»), Сона («Приключение скряги»). Творчество А. проникнуто глубоким знанием народной жизни, любовью к родной стране, стремлением к благу народа, к культуре. Оно оказало огромное воздействие на развитие нац. литературы и театра. Первые пост. произведений А. были осуществлены в переводе автора на рус. сцене (в 1851 - в Петербурге и в 1852 - в Тифлисе). Драматургия А. послужила основой для возникновения азерб. театра; 10 (22) марта 1873 в Баку был сыгран первый спектакль на азерб. языке - комедия А. «Везир ленкоранского ханства». С этого дня начал свою историю азерб. проф. театр. В дальнейшем комедии А. были переведены на персидский, франц., англ., нем., груз. и арм. языки. А. принёс в азерб. литературу новую художеств. форму. Реализм, жизненная правда являются осн. принципом его творчества. А. отразил действительность в её существенных чертах, воспроизвёл социально-типич. характеры в типич. обстоятельствах. А.-критику принадлежит заслуга первой в Азербайджане научной разработки вопросов литературы и искусства. В своих литературных статьях, написанных в 60-70-х гг., он подверг критике эпигонскую и религиозно-мистич. поэзию, выступал против безыдейности и формализма в литературе. Считая драматич. искусство средством нар. просвещения, А. писал: «Целью драматического искусства является облагораживание нравов людей, показ поучительных примеров зрителю или читателю» (Ахундов М. Ф., Избр. философские произведения, Баку, 1953, с. 240). Пьесы А., положившего основу нац. театра, не сходят с азерб. сцены, их ставили дореволюц. труппы, они широко вошли в репертуар сов. театров (в частности, Театра им. Азизбекова), способствуя освоению сов. театр. искусством нац. художественных традиций.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АХУНДОВ, С. Р. - азербайджанский советский актёр. См. Рухулла С.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АХУНДОВ, Сулейман (Сани) (21.IX.1875 - 29.III.1939) - азербайджанский советский писатель, драматург. После окончания горийской учительской семинарии вёл преподавательскую работу. Драматургич. деятельность начал в 1899 пьесой «Стяжатель», разоблачающей алчность богачей. В комедии «Дибдад бек» (1906) А. высмеивает систему выборов в царскую Думу. Пьесы, написанные А. после установления Сов. власти в Азербайджане, способствовали развитию азерб. театр. искусства. В 1920 первый сов. азерб. театр открылся пьесой А. «Кузнец Гяве» (переделка пьесы Ш. Сами). В этом театре были пост. пьесы: Соколиное гнездо» (1921), изображающая борьбу азерб. народа за Сов. власть, «Любовь и месть» (1922), разоблачающая феодальные отношения в дореволюц. Азербайджане. А. принадлежат также пьесы: Колесо фортуны» (1921), «Дьявол» (1922), «Из мрака к свету» (1921), «Новая жизнь» (1923), которые ставились в Сатир-агиттеатре (Баку). Продолжая лучшие реалистич. традиции М. Ф. Ахундова, А. внёс в азерб. драматургию новые революц. темы, отразил в своих пьесах развитие классового самосознания трудящихся.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АХ..

АРИСТОВ

АРКАДИН

АРКАНОВ

АРЛЕКИН

АРМЕНЯН

АРНОЛДИ

АРНОЛЬД

АРСЕНКО

АРУТЧЯН

АРХЕЛАЙ

АРХИМИМ

АРЦРУНИ

АСАФЬЕВ

АСПАЗИЯ

АТТИТЮД

АФГАНЛЫ

АФРАНИЙ

АХМЕДОВ

АХМЕТОВ

АШХАБАД

(c) Театральная энциклопедия