на главную А..


АФРИКАНСКИЙ ТЕАТР. Со времён глубокой древности в Африке существуют нар. традиционные представления, насыщенные танцами и песнями. Танцы народов Африки изображают полёт птицы, движения змеи, трепет распускающегося цветка и т. д. Существуют танцы, содержание которых связано с историч. событиями или обрядами. Возвращение воина, удачная охота или примирение вождей разных племён отмечаются танцами под звуки барабанов с разнообразным ритмом, импровизирующимся танцующими. В танцах, изображающих сцены охоты, применяются маски. В провинциях Бугуни и Бамако в Зап. Судане по случаю различных праздников (сбор урожая, окончание полевых работ и т. д.) жители деревень по вечерам в зимний период (октябрь - март) устраивают театр. представления. Сценич. площадкой служит центральная площадь деревни. Зрители располагаются кругом, оставляя проходы для участников представления. Спектакль начинается сценкой, исполняемой небольшой группой танцоров в сопровождении различных по тембру барабанов. Затем следует пролог, который произносит ведущий, представляющий зрителям героев пьесы. Спектакль состоит из одной или нескольких комич. сценок, действующими лицами которых обычно «являются муж, жена и любовник. Пьесы создают импровизационно сами исполнители, текст не фиксируется в записи. Женские роли играют мужчины. В большинстве спектаклей участвует хор» текст сопровождается танцем под аккомпанемент тамтама. Нар. театр тесно связан со старинными религиозными верованиями и особенно древними анимистич. культами. Элементы театр действия содержат религиозные обряды, в которых активное участие принимают зрители. У некоторых мусульманских народностей, населяющих долину реки Нигер и районы Юж. Нигерии, развит театр марионеток. Куклы изготовляются из дерева, в представлениях, гл. обр, на темы семейной жизни, участвует до 20 разл. персонажей (дед, бабка, отец, мать, старший сын и его жена, нищий и др.). В афр. государствах доколониального периода, достигших высокого уровня экономич. и культурного развития (напр., в период расцвета мандингской цивилизации в Мали), были созданы драматич. произведения, гл. обр. сатирич. характера. Политика колонизаторов и деятельность миссионеров разрушали традиции афр. нар. культуры и препятствовали развитию нац. театр. искусства. Любое проявление художеств. творчества негров, связанное с анимизмом, объявлялось миссионерами греховным. Предпринимались попытки создавать небольшие любительские кружки, состоявшие из представителей интеллигенции, близких колонизаторам, оторванных от народа. В 1920-х гг. в Зап. Африке миссионеры осуществили постановки пьес франц. драматурга Ф. Куртелина на франц. яз., предназначавшиеся для узкого круга избранных зрителей. Миссионеры в Верхней Вольте и англо-афр. протестанты в Нигерии эпизодически ставили пьесы на местных яз. В 1933 учащиеся школы колониальных чиновников У. Понти (Дагомея) поставили спектакль на франц. яз., построенный на афр. фольклоре. С этого времени школа Понти ежегодно устраивала «праздники туземного искусства», во время которых учащиеся показывали спектакли. Пьесы создавали участники труппы. Была написана драма «Сокаме» - о борьбе земледельцев с засухой, комедии «Супружеская неверность» и «Браки у Мандеги» - из жизни народов Гвинеи, трагедия «Биголо», основанная на нар. легенде об африканском вожде из Казаманса, погибшем во время колонизации Сенегала. В пьесе «Школьный учитель» сатирически изображались методы преподавания в афр. школах. В спектаклях школы Понти текст произносился обычно по-французски, а песни - на яз. народов Африки. Большое место в них занимали нар. танцы. В пьесах, ставившихся в школе Понти, лит. текст преобладал над импровизацией. С 1939 в спектаклях стали выступать женщины: Пьесы, созданные в школе Понти, осуществлялись театр. студенческими труппами в разл. странах Зап. Африки (Того, Камерун, Сенегал, Гвинея и др.). Однако театр школы Понти был недоступен зрителям из народа. Работая под контролем колониальной администрации, учащиеся школы ставили спектакли, не отражавшие совр. жизни Африки. После 2-й мировой войны под влиянием роста национально-освободит. движения народов в среде афр. интеллигенции началось движение за независимость африканской культуры. В 1949 ассоциация учащихся Дакара (Сенегал) поставила пьесу на совр. тему, но участники этого спектакля были арестованы. Самодеятельные африканские театр. труппы возникали и в городах Европы. Одна из таких трупп во Франции поставила пьесу «Возвращение на родину» по мотивам поэмы мартиникского поэта Э. Сезера и инсценировку «Сказок Амаду Кумба» сенегальского писателя и поэта Бираго Диопа. Другая театр. труппа во Франции, ставившая целью ознакомление европ. зрителей с афр. культурой, осуществила постановку «Песни Махди» - по древней суданской легенде. Театр. самодеятельность на франц. яз. распространена среди учащихся Сен-Луи (Сенегал) и в др. школах Зап. Африки. В 1950 в Гвинее возник самодеятельный театр под рук. К. Фодебы, стремившийся пропагандировать самобытное искусство Африки. Вначале театр Фодебы ставил драматич. спектакли - «Биголо», «Рассвет над Африкой» Фодебы и др. В дальнейшем театр был реорганизован в труппу под названием «Африканский балет», состоящую из танцоров, певцов, музыкантов. В репертуар этой труппы входят традиционные песни, танцы и произв. совр. авторов. В коллективе работают актёры-профессионалы - Фонсека, Башир Туре, Кандия, Канте Фасели и др. Труппа Фодебы гастролировала в странах Африки, в США и Европе. В 1957 в Дакаре создан драм. Африканский театр, поставивший спектакль «Сарзан» по мотивам новеллы Бираго Диопа. В этом спектакле рассказывается о судьбе сенегальского стрелка, выполняющего приказ колониальной администрации, направленный против его соотечественников. Появление первых литературных драматич. произведений «Рассвет над Африкой» Фодебы (Гвинея), «Сарзан» по Бираго Диопу (Сенегал), «Золотой трон Окомфо Анокье» М. Дей-Ананга (Гана) и др., способствует формированию А. т. и драматургии. Деятели культуры афр. стран используют также опыт негритянских театров за рубежом, в т. ч. «Негритянского экспериментального театра» А. ди Насименту и Р. ди Соза в Бразилии и театра Мориссо-Леруа на Гаити. В 1959 на Втором конгрессе негритянских писателей и деятелей культуры в Риме работала комиссия по изучению проблем, связанных с формированием театра в Африке. Комиссия отметила, что африканский традиционный театр находится в состоянии упадка. Формирование нового театра зависит от стабилизации афр. языков (в наст. время в Африке св. 600 яз. и диалектов), которая создаст возможность насытить традиционный театр новым содержанием, отразить совр. тематику, актуальные проблемы, стоящие перед афр. народами. По мнению комиссии, спектакли, созданные школой Понти, не определяют пути развития А. т. Возникновение независимых государств в Африке создаёт условия для развития нац. театра. В Гвинее коллективы художественной самодеятельности ставят агитационные пьесы, призывающие к борьбе с пережитками прошлого, формируются и проф. труппы.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АФ..

АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ

АЛАРКОН-И-МЕНДОСА

АЛЕКСИ-МЕСХИШВИЛИ

АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ

АНТРАКТНАЯ МУЗЫКА

АРНИЧЕС-И-БАРРЕРА

АФГАНЛЫ-ДЖАФАРОВА

АФИШНАЯ МОНОПОЛИЯ

(c) Театральная энциклопедия