на главную А..


АФИНОГЕНОВ, Александр Николаевич [22.III(4.IV).1904, г. Скопин Рязанской губ., - 29.X.1941, Москва] - русский советский драматург. Член ВКП(б) с 1922. Отец А. - писатель (псевдоним - Н. Степной), мать - учительница. Окончил Моск. институт журналистики (1924). Драматургич. деятельность начал в 1923 («Роберт Тим»). Первые пьесы А., написанные для театра Пролеткульта - «По ту сторону щели» по Джеку Лондону (1926, Первый рабочий театр Пролеткульта, Москва), «На переломе» (1927, там же; первонач. назв. «В ряды»), «Гляди в оба» (1927, там же), «Малиновое варенье» (1928, там же) и др. - отличались упрощённостью образов, схематичностью, стремлением автора к мелодраматич. эффектам, обострённой занимательности. Новый этап творчества А. был намечен пьесами «Чёрный яр» (по повести Гумилевского, 1928, Первый педагогич. театр) и «Волчья тропа» (1928, ленингр. Красный театр). В пьесе «Волчья тропа» драматург попытался раскрыть внутр. жизнь героев, их характеры. Драма «Чудак» знаменовала собой окончательный разрыв А. с теорией и практикой Пролеткульта, обращение писателя к психологич. реализму. Постановка «Чудака» в МХАТе 2-м (1929) явилась значит. событием в истории сов. театра. Через образ Бориса Волгина (исп. Азарин) - созидателя новой жизни - А. убедительно показал формирование социалистического мировоззрения. Характер Волгина раскрывается в резком конфликте с бюрократами Дробным и Трещиной, циником Горским. Следующая пьеса А. «Страх» (1931, Ленинградский академич. театр драмы, МХАТ) показывает приобщение старой научной интеллигенции к идеям революции. Конфликт драмы развивается как борьба передовых людей-старой большевички Клары Спасовой (Корчагина-Александровская - Ленингр. акад. театр драмы), аспиранта Кимбаева и др. - за профессора Бородина (Леонидов - МХАТ, Певцов Ленингр. акад. театр драмы), субъективно-честного, но аполитичного учёного, которого пытаются использовать в политич. целях антисоветские элементы. Раскрывая всю сложность этой борьбы, А. достигает сочетания тонкого психологич. и социального анализа с открытой, страстной публицистичностью. В «Страхе» особенно сильно чувствуется влияние на творчество А. драматургии Горького. А. был секретарём театр. секции РАПП, занимался разработкой т. н. «диалектико-материалистического метода» («Творческий метод театра. Диалектика творческого процесса», 1931), который проповедовали рапповцы. Написанные А. в этот период пьесы «Ложь» (1933), «Портрет» (1934) страдали рационализмом, сухостью, вялостью действия. Однако схоластика рапповской теории не оказала заметного воздействия на драматургию А. Он считал, что форма психологич. драмы, развитая Чеховым и Горьким, способна выразить философию новой социалистич. эпохи, выдвигал на первый план задачу овладения драматургич. мастерством. Следующая пьеса «Далёкое» (1935, Театр им. Вахтангова, Малько - Щукин) знаменовала значит, этап в создании совр. философской драмы. Герой пьесы комкор Малько был олицетворением оптимизма, веры в будущее, счастья, обретённого в нерасторжимой связи с сов. обществом. Откликаясь на события в Испании, А. написал пьесу «Салют, Испания!», предприняв попытку создания народно-героич., романтич. пьесы (1936, Театр им. МОСПС). Последующие пьесы А. - комедия «Её игра» (1938), «Вторые пути» (1939), «Мать своих детей» (1939), драматич. памфлет «Отель Люкс» (1940) - были менее значительны. Нового большого успеха драматург достиг, написав в 1940 «Машеньку» (1941, Театр им. Моссовета; Машенька - Марецкая) - одну из своих самых популярных пьес. Здесь рельефно выступает характерная для А. тенденция рассматривать серьёзные мировоззренческие проблемы в форме интимной, камерной психологич. драмы. С подлинным гуманизмом и теплотой раскрывается в пьесе тема нравственной силы сов. человека, чистоты его морали, красоты его идеалов. Начатая до Великой Отечеств. войны и законченная в дни войны, пьеса А. «Накануне» (1942, Театр им. Моссовета) представляет собой драматич. эскиз, посв. патриотизму сов. людей. Творчество А, сыграло важную роль в развитии жанра советской психологич. драмы. Произведения А. (особенно «Машенька») ставятся также за границей - в Чехословакии, Болгарии и др. странах. А. был редактором журнала «Театр и драматургия», сотрудничал в лит. отделе Совинформбюро, выступал как критик. Погиб в Москве во время налёта фашистской авиации.
Соч.: Пьесы. М.-Л., 1947; Избранное, М., 1951; Пьесы, М, 1956; Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания, М., 1957; Дневники и записные книжки, М., 1960.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АФ..

АНДРАШЕВИЧ

АНДРЕЯНОВА

АНДРОВСКАЯ

АНДРОНИКОВ

АНТИПОДИСТ

АНТИСТРОФА

АНТОШЕНКОВ

АНТРЕПРИЗА

АНФЕСТЕРИИ

АПОСТОЛОВА

АППЛИКАЦИЯ

АРАКИШВИЛИ

АРАКСМАНЯН

АРИСТОТЕЛЬ

АРЛЕКИНАДА

АРНОЛЬДСОН

АРЬЕРСЦЕНА

АСПЕСТРАНН

АТТРАКЦИОН

АХВЛЕДИАНИ

АХОСПИРЕЛИ

(c) Театральная энциклопедия