на главную А..


АДЖЕМЯН, Вартан Мкртичевич [р. 15(28).IX.1905] - армянский советский режиссёр. Народный артист Арм. ССР (1945). Член КПСС с 1946. Депутат Верх. Совета Арм. ССР. Род. в семье ремесленника. Окончил Ереванский художественный техникум (1924). Театр. образование получил в арм. драм. студии в Москве (1924-26). Окончил режиссёрские курсы Пролеткульта в Москве. Сценич. деятельность начал в 1927 как руководитель арм. студии в Тбилиси. Был одним из организаторов (1928), актёром и художеств. руководителем 2-го Гос. театра Армении в Ленинакане (ныне Театр им. Мравяна), где работал до 1938 и в 1943-47. Первую самостоятельную постановку («Разлом») осуществил в 1929 в этом театре. Пост. в Ленинакане спектакли: «На дне» (1932); Высокочтимые попрошайки» Пароняна (1934), «Ленин в 1918 году» Каплера и Златогоровой (1940), «Двенадцатая ночь» (1944); «Свадьба Кречинского» (1946); «Ара прекрасный» Заряна (1946). Творчество А. неразрывно связано с Театром им. Сундукяна (Ереван), где он работает с 1939 режиссёром, с 1953 - гл. режиссёром. На сцене этого театра А. пост. спектакли, имеющие этапное значение в истории арм. советского театр. искусства. К числу их принадлежат: «Из-за чести» Ширванзаде (1939), «Страна родная» Демирчяна (1940), «Фронт» (1942); «Утёс» Папазяна (1944), «Молодая гвардия» (1947), «Вишнёвый сад» (1951); «Дядя Багдасар» Пароняна (1954), «Ещё одна жертва» Сундукяна (1955), «Намус» Ширванзаде (1955), «Хаос» по Ширванзаде (1959). Особенно значительны работы А. в области нац. классич. драмы (пост. Пароняна, Ширванзаде, Сундукяна) и совр. арм. драматургии. А. пост. ряд спектаклей в Театре оперы и балета им. Спендиарова (Ереван): «Героиня» Степаняна (1950, Ст. пр. 1951), «Давид-бек» Тиграняна (1956) и др. В 1947-50 работал гл. режиссёром Театра муз. комедии в Ереване (спектакли «Кум Моргана» Ширванзаде, «Карине» Чухаджяна). Спектакли А. отмечены глубоким раскрытием идеи произведения, яркой театральностью, оригинальностью режиссёрского замысла. Пользуясь своеобразными выразительными средствами, режиссёр показывает внутренний мир сценич. персонажей. В своих пост. А. стремится к ансамблю, к раскрытию темы спектакля через актёрские образы. А. - выдающийся мастер сценич. композиции, мн. его пост. характеризуются выразит. массовыми сценами, образностью деталей, смелостью и остротой мизансцен. Ведёт педагогич. работу в Ереванском художеств.-театр. институте (с 1944).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АД..

АХМЕТОВ

АХУНДОВ

АШХАБАД

(c) Театральная энциклопедия