на главную А..


АДАМЯН, Петрос (Пётр Иеронимович) [1849, Константинополь, - 3(15).VI.1896, там же] - армянский актёр. Сценич. деятельность начал в 1866 в константинопольском арм. «Восточном театре». Вначале молодой актёр находился под сильным влиянием франц. романтич. театр. школы. В 1870 с труппой реж. Т. Фасуладжяна А. приехал в Россию; играл в Нахичеване-на-Дону. Вернувшись в Константинополь, продолжал работать в местных арм. театрах. В годы русско-турецкой войны (1877-78) выступал с чтением патриотич. стихов арм. поэтов, способствуя пробуждению нац. самосознания арм. молодёжи. После закрытия в Турции арм. театров А. вместе с некоторыми другими арм. актёрами переехал в Россию, с 1879 играл в Тифлисском арм. театре. Под воздействием рус. реалистич. искусства, прислушиваясь к критике передовых деятелей арм. культуры, А. постепенно приобщался к реалистич. школе сценич. творчества. В 1880 А. впервые на арм. яз. исполнил роль Гамлета. В этом же сезоне играл роли Жадова, Чацкого, Хлестакова. Среди ролей в пьесах арм. драматургов: Микаэл, Масисян («Ещё одна жертва», «Хатабала» Сундукяна), Аршак («Аршак II» Пешикташляна). В ролях Арбенина (1884), Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова, 1882), Коррадо («Семья преступника» Джакометти, 1883), Лира (1880), Отелло (1885), Гамлета А. проявил виртуозное мастерство, самобытность толкования и глубокую эмоциональность. Русская печать признала его одним из крупнейших трагиков мира. Об исполнении роли Гамлета А. была написана специальная работа, в которой анализировалась трактовка этого образа. Еженедельник «Искусство» писал, что А. вложил в исполнение Гамлета «гораздо более страстности и энергии, чем, например, известный Сальвини и Росси…». А. принадлежит работа «Шекспир и критика его трагедии «Гамлет»« (1887), в которой после разбора трактовок этой роли величайшими писателями и артистами мира он подробно обосновывает своё понимание шекспировского образа. К числу крупнейших работ А. относятся также Кречинский (1882), Франц Моор (1875). В артистич. жизни А. знаменательно его турне по России в 1883-88 (Петербург, Москва, Одесса, Харьков, Ростов-на-Дону, Казань, Астрахань, Кишинёв и др. города). А. выступал с арм. местными труппами и с рус. актёрами, исполняя свои роли на арм. и франц. яз. Творчество А. оказало воздействие на многих арм. актёров: Сирануйш, Рачья Азнив, О. Абеляна, Г. Петросяна, В. Папазяна. А. был не только великим актёром, но и поэтом (его стихотворения напечатаны отдельной книгой на арм. яз.) и художником (картины: Гамлет, Офелия, Король Лир, Коррадо и др.). В 1888 А. вернулся в Константинополь. В годы политич. гонении против армян, находясь в тяжёлом материальном положении, А. тяжело заболел (рак горла). По ходатайству моск. и петерб. актёров русское посольство в Константинополе поместило А. в русскую больницу (где он умер).

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АДАМЯН, Сатеник Артёмовна (17(29).IX.1875 - 17(30).VI.1915] армянская актриса. В 1903 окончила драм. курсы в Петербурге. Сценич. деятельность начала в 1897 в Батуме. Выдающаяся исполнительница лнрико-драматических ролей, А. создала на арм. сцене лирич. одухотворённые образы в пьесах Ширванзаде (Сусан - «Намус», Сона - «Злой дух»), А. Н. Островского (Лариса - «Бесприданница»), Шекспира (Джульетта, Офелия), Г. Зудермана (Рози - «Бой бабочек», Марикка - «Огни Ивановой ночи»). Перевела на арм. яз. пьесы Шницлера, Гамсуна и др.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АД..

АБЛИЕВ

АБОВЯН

АБОНЬИ

АБРИЛЬ

АБСИЛЬ

АВАКЯН

АВАЛЯН

АВГУСТ

АВЕТЯН

АГАРЕВ

АГАСЯН

АГАТОН

АГИЛАР

АГИРРЕ

АГХАЗИ

АГЬЯРИ

АДАЖИО

АДАМИЧ

АДАМОВ

АДАШЕВ

АЗАРИН

АЗИМОВ

АЗМАРИ

АЙЗМАН

АКИЛОВ

АКИМОВ

АКУНЬЯ

АЛЁШИН

АЛАДОВ

АЛБЕРГ

АЛБЕРС

АЛБИНИ

АЛИГЕР

АЛИППИ

АЛЛАРИ

АЛЛЕЙН

АЛОНСО

АЛПЕРС

АЛУНАН

(c) Театральная энциклопедия