на главную А..


АДЫГЕЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театрального искусства адыгейского народа - в фольклоре: былинах, сказках, баснях, песнях и шуточных сценках, входивших в бытовые, праздничные и трудовые обряды. Элементы театрализации имелись в свадебных обрядах, праздниках урожая и т. д. В нач. 19 в. при дворах князей давались театр. представления силами крепостных актёров. По свидетельству нар. ашуга Адыгеи Ц. А. Теучежема, в одном из таких крепостных театров выступал актёр, певец, танцор и музыкант, автор театрализованных сценок Ибрагим Шазо, позже руководивший восстанием против феодалов. Октябрьская революция дала адыгейскому народу возможность для формирования и развития нац. культуры, в т. ч. и театра. После образования Адыгейской автономной области (1922) в Краснодаре под рук. педагогов Е. Л. Урываевой и И. Г. Барабаша были созданы кружки художеств. самодеятельности, которые стали основой ученического театра, организованного в 1927 и просуществовавшего до 1932. Здесь были показаны первые пьесы адыгейских авторов: Мосс Шовгенов» И. Ашканова - о деятельности выдающегося революционера Адыгеи, погибшего от рук белогвардейцев, «Касей» Тхаркахова, «Кочас» И.Цея - о народном герое, борце против тирании князей. В 1933 в Краснодаре был открыт адыгейский театр. техникум. Из выпускников техникума в 1936 организован первый нац. проф. театр. коллектив - Адыгейский обл. колхозно-совхозный театр. В 1936-41 реж. Е. Кашерининовым и А. Артуновским пост. в этом театре спектакли: «Кочас» Цея, «Честь» Мдивани, «Любовь Яровая», «Платон Кречет», «Коварство и любовь», «Скупой» и др. В 1936 в Майкопе организован рус. драм. театр, деятельность которого сыграла значительную роль в становлении адыгейского нац. театр. искусства. В 1941 в Майкопе создан объединённый (рус. и адыгейская труппы) обл. драм. Театр им. А. С. Пушкина. В его творч. состав вошли актёры Рус. драм. театра и Адыгейского колхозно-совхозного театра, а также молодые актёры, окончившие адыгейскую студию ГИТИСа в Москве. Руководителями театра стали педагоги ГИТИСа К. Я. Тупоногов, О. С. Теракова и окончивший ГИТИС режиссёр-адыгеец М. С. Ахеджаков. В репертуар театра вошли подготовленные в ГИТИСе спектакли - «Ревизор», «Коварство и любовь», «Женитьба Фигаро» и пьеса адыгейского драматурга А. К. Евтыха «Разорванные цепи», посв. классовой борьбе в аулах в период организации первых колхозов. В годы Великой Отечеств, войны (в период нем.-фашистской оккупации) областной театр прекратил своё существование, многие актёры ушли на фронт. Деятельность рус. труппы возобновилась в 1943, сразу после изгнания оккупантов из Адыгеи. В 1958 начала работать адыгейская труппа. В 1959 пост. спектакли: «Женихи» адыгейского драматурга Е. Мамия, «Честь семьи» Мухтарова, «Блудный сын» Раннета, «Забавный случай» Гольдони. Рус. труппа пост. пьесу адыгейского драматурга Дж. Джагупова «Возмездие» (1958). Объединённый майкопский областной театр систематически обслуживает аулы и сёла Адыгеи и Краснодарского края. В рус. труппе работают (1960): засл. арт. РСФСР М. П. Лотков; Н. С. Схакумидова, Ю. А. Ахрджакова и др.; в адыгейской труппе - З. М. Хаткова, У. С. Цей, А. Ш. Хачак, А. С. Пармакова, Д. М. Млш, С. Х. Татлок. Гл. режиссёр театра - засл. деят. искусств РСФСР М. С. Ахеджаков.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АД..

АРМЯНСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

(c) Театральная энциклопедия