на главную А..


АБЕЛЯН, Александр Артемьевич (1858 - 6.V.1940) - армянский драматург и театральный деятель. Лит. деятельность начал в 1888. Автор пьес «Угасающие огни», «Обручённые», «Пыл-Дуги»; шли в арм. театрах до революции и в сов. время. Большинство пьес А. реалистически отражает жизнь мелкой арм. буржуазии.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)

АБЕЛЯН, Ованес Артемьевич [23.Х(4.XI).1865, Шемаха (Азербайджан) - 1.VII.1936, Ереван] - армянский советский актёр. Род. в семье ремесленника. Учился в бакинском рус. реальном училище. Сценич. деятельность яачал в 1882 в Бакинском рус. театре. С 1886 переходит на арм. сцену. Организовывал и возглавлял труппы для гастрольных поездок. Выступал в 1»аку, Тифлисе и др. городах России, а также за границей - в Турции, Иране, Египте, Германии, Франции, Англии, США (1908-10, 1913, 1920-25). С 1918 был председателем «Союза артистов» (Тифлис). В 1925 А. вступил в труппу 1-го Гос. театра Армении в Ереване (ныне Театр им. Сундукяна) и стал активным участником строительства сов. театра. Вначале актёр романтич. плана, А. с 90-х гг. утверждает своим творчеством реалистич. направленность арм. театра. Творчество А. способствовало развитию демократич. прогрессивных тенденций в дореволюц. арм. театре, он претворял реалистич. принципы арм., русского и мирового сценич. искусства. Активно пропагандируя арм. и лучшую переводную драматургию, А. боролся за идейное, жизненно-правдивое искусство. Глубокий реализм, народность, мощный темперамент, разносторонность и яркость характеристик, присущие сценич. работам А., определили значение его творчества в истории арм. культуры. А. был выдающимся исполнителем драматургии А. Ширванзаде; роли: Элизбаров, Рустам, позднее Бархудар, Гиж Данэл («Из-за чести», 1905, «Намус», 1911, «Злой дух», 1913). Среди др. ролей в пьесах арм. авторов: Пэпо, Зимзимов, Микаэл («Пэпо», 1907, «Ещё одна жертва» Сундукяна), Назар («Храбрый Назар» Демирчяна, 1932). Значительное место в репертуаре А. занимала переводная классич. драматургия. Среди его лучших ролей: Осип («Ревизор», 1898), Несчастливцев, Жадов, позднее Юсов («Лес», 1903, «Доходное место», 1893), Расплюев («Свадьба Кречинского», 1898), Отелло, (1896), Лир (1910); Петруччио («Укрощение строптивой»), Штокман, Освальд («Враг народа», 1895, «Привидения», 1891, Ибсена). В сов. драматургии: Берсенев («Разлом», 1928), Егор Булычев (1933). В 1932, в дни празднования 50-летия творческой деятельности А., ему присвоены звания нар. арт. Арм. и Азерб. ССР, Героя труда.

(Источник: Театральная энциклопедия, СЭ)
АБ..

АРИОЗО

АРСКИЙ

АРТИСТ

АСБАХЕ

АСКОНЕ

АСТЛЕЙ

АСТХИК

АСУЭЛА

АТАНАС

АУРЕЛИ

АУСТЕР

АУЭЗОВ

АФОНИН

АХУМЯН

АШ-МАТ

АШРАФИ

АШУМОВ

АЯЦУРИ

(c) Театральная энциклопедия